МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по устному переводу (китайский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Казаков К.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по устному переводу (китайский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование навыков устного последовательного перевода, освоение норм произношения, развитие коммуникативных компетенций и речевой реактивности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные конструкции, которые встречаются в официальных и публицистических текстах
3.2.Уметь:
3.2.1.Грамотно осуществлять перевод официальных и публицистических текстов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.осуществлять устный последовательный перевод и устный перевод с листа с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм
текста перевода и темпоральных характеристик исходного текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модуль 1
1.1. Лексические и грамматические особенности устного китайского языка (Часть 1). Этикетные фразы и выражения в разговорном китайском языке, их смысл и значение. Лабораторные 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Стилистические особенности разговорного китайского языка. Культурные реалии Китая и их значение в процессе устного перевода с китайского языка. Лабораторные 8 8 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Практика устного последовательного перевода с использованием аудиовизуальных материалов Сам. работа 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Перевод текстов на бытовую тематику Сам. работа 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Модуль 2
2.1. Лексические и грамматические особенности устного китайского языка (Часть 2). Особенности и техники устного последовательного и синхронного переводов. Лабораторные 8 8 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Специфика устного последовательного перевода в разных коммуникативных ситуацих: коммунальный перевод, перевод на официальных и неформальных мероприятиях, перевод на производстве. Лабораторные 8 8 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Практика устного последовательного перевода с использованием аудиовизуальных материалов Сам. работа 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Перевод текстов общей тематической направленности Сам. работа 8 6 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Модуль 3
3.1. Лексические и грамматические особенности устного китайского языка (Часть 3). Переводческие трансформации. Особенности перевода имен собственных, фразеологизмов. Фонетическая система Палладия. Лабораторные 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Профессиональные компетенции и профессиональный этикет устного переводчика. Тренировка "короткой" и "длинной" памяти переводчика, развитие навыка речевой реактивности. Лабораторные 8 6 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 8 15 УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические основы устного перевода.
2. Освоение текстовых жанров в устном переводе.
3. Основные способы передачи выразительных средств в переводе.
4. Особенности устного последовательного перевода с использованием аудиовизуальных материалов.
5. Профессиональные компетенции и профессиональный этикет устного переводчика.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Особенности перевода конструкций с транзитивных глаголов (SVO, S把OV,S对O的V,S为O所V);
Особенности перевода конструкций с глаголами отношений;
Особенности перевода конструкций с глаголами процесса и состояния;
Особенности перевода конструкций с глаголами появления или существования в качестве сказуемого;
Особенности перевода конструкций, в котором сказуемое - прилагательное, указывающие на постоянное свойство субъекта-подлежащего;
Особенности перевода конструкций с глаголами направленного движения;
Особенности перевода конструкций с глаголами местноположения;
Особенности перевода конструкций с глаголами процесса и состояния;
Особенности перевода конструкций с казуитивными глаголами;
Особенности перевода конструкций с глаголами "давать" и "брать";
Особенности перевода конструкций с глаголами, имеющими общее значение "назвать" или превратить А в В;
Особенности перевода конструкций с глаголами "поместить" или "переместить" что-либо, куда-либо;
Особенности перевода конструкций с глаголами "связать" и "соеденить" что-либо с чем либо;
Особенности перевода конструкций с глаголами деятельности в качестве сказуемого;
Особенности перевода конструкций с глаголами вводящими и/или оценивающими информацию;
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Китайский язык [Электронный ресурс]: практикум по чтению: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Николаев А. М. Китайский язык: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://bkrs.info/
Э2 http://vividict.com/
Э3 http://www.gov.cn/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://bkrs.info/ БОльшой русско-китайский словарь
http://www.chinesetesting.cn/gosign.do Официальный сайт для сдающих HSK
http://learn-chinese.ru/ Полезные материалы для изучения китайского языка
http://www.studychinese.ru/ Китайский язык онлайн
http://www.jazyki.ru/kitajskij Языковой портал, полезные ссылки на словари, форумы и т.п.
http://vividict.com/ словарь старых иероглифов Китая с комментариями и пояснениями

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.