Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык/Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_АиК-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 7,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | формирование представлений о истории и культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской культуры, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-4 | Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития истории и культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности историчекого процесса в Китае; роль и местго Китая в современном мире |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные исторические, политические, экономичекие, этнокультурные проблемы Китая; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре и истории Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные этапы исторического развития Китая | ||||||
1.1. | История древнего Китая | Лекции | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Китай в эпоху раннего средневековья. | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.3. | Равзитие Китая в позднее средневековье. Династия Мин и Цин. | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | История Китая в новейшее время. Ч. 1. | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.5. | Образование КНР. Китай на рубеже XX - XXI вв. | Лекции | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.6. | Цивилизация как новые этап исторического развития общества. особенности развития китайской цивилизации. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Опиумные войны в Китае | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | "Культурная революция" и ее последствия | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.9. | Реформы Дэн Сяопина | Практические | 10 | 2 | ||
1.10. | Основные направления внешней политика КНР во второй половине XX в. Эволюция советско-/российско/-китайских отношений. | Практические | 10 | 2 | ||
1.11. | Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 10 | 20 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Равзитие духовной культуры Китая: основные направления и тенденции | ||||||
2.1. | История становления китайской письменности. История китайской литературы | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Китайская живопись: основные этапы и школы | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Равзитие архитектуры и скульптуры в Китае. Декоративно-прикладное творчество и его историческое значение | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Живопись эпохи Тан | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.5. | Развитие культуры в эпоху Юань | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 10 | 12 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Роль и место религии в духовной культуре Китая | ||||||
3.1. | Проникновение в Китай буддизма. Основные школы китайского буддизма | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Современное религиозное простанство в Китае: проблема религиозного синкретизма | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.3. | Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля | Сам. работа | 10 | 7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.4. | Подготовка к экзамену. Экзамен. | Экзамен | 10 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Возникновение китайской цивилизации. Основные тенденции развития Китая в эпоху ранней древности 2. Конфуцианство как этико-философское обоснование китайской цивилизации 3. Экономическое развитие Китая в средние века 4. Китай в эпоху Цин. 5. Общественно-политическая мысль Китая во второй половине XIX - начале XX в. 6. Значение «гоминьдановского» периода в новейшей истории Китая 7. Китай в годы Второй мировой войны 8. Гражданская война между Гоминьданом и КПК (1947 – 1949 гг.) 9. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.) и ее последствия 10. Реформы Дэн Сяопина и общество в Китае (1980-е годы) 11.Становление русской-китайских отношений в XVII – первой половине XVIII в. 12. Погранично-территориальный вопрос в советско-(российско)- китайских отношениях во второй половине ХХ – начале ХХI вв. 13. Российско-китайские отношения на современном этапе 14. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.) 15. Становление и развитие традиционной китайской литературы 16. Особенности становления и развития современной китайской литературы (XX – начало XXI в.) 17. Китайское искусство: принципы эстетического обоснования мира 18. Становление и развитие музыкально-театральных жанров в Китае 19. Проникновение буддизма в Китай и его роль в религиозной жизни общества 19. Становление и развитие религиозной системы Китая |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие Китая в эпоху Шан-Инь. Зарождение основ цивилизации. 2. Конфуций и его творчество. 3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры. 4. Развитие литературы в эпоху Мин 5. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи. 6. Внешняя политикам в эпоху Цин. Проблема "закрытия" Китая 7. Опиумные войны и превращение Китая в полуколонию 8. Синьхайская революция 9. Гражданская война в Китае 10. Историческмий портрет Мао Цзэдуна |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. | Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петракова А. Е. | Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «СПбКО», 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. | www.ancient-east.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая | eastlib.narod.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "История культуры Китая" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе изучения дисциплины «История и культура Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. |