МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и культура Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История и культура Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о истории и культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской культуры, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития истории и культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности историчекого процесса в Китае; роль и местго Китая в современном мире
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные исторические, политические, экономичекие, этнокультурные проблемы Китая; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре и истории Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы исторического развития Китая
1.1. История древнего Китая Лекции 10 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Китай в эпоху раннего средневековья. Лекции 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Равзитие Китая в позднее средневековье. Династия Мин и Цин. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
1.4. История Китая в новейшее время. Ч. 1. Лекции 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Образование КНР. Китай на рубеже XX - XXI вв. Лекции 10 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Цивилизация как новые этап исторического развития общества. особенности развития китайской цивилизации. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Опиумные войны в Китае Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
1.8. "Культурная революция" и ее последствия Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Реформы Дэн Сяопина Практические 10 2
1.10. Основные направления внешней политика КНР во второй половине XX в. Эволюция советско-/российско/-китайских отношений. Практические 10 2
1.11. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 10 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Равзитие духовной культуры Китая: основные направления и тенденции
2.1. История становления китайской письменности. История китайской литературы Лекции 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Китайская живопись: основные этапы и школы Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Равзитие архитектуры и скульптуры в Китае. Декоративно-прикладное творчество и его историческое значение Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Живопись эпохи Тан Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Развитие культуры в эпоху Юань Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 10 12 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Роль и место религии в духовной культуре Китая
3.1. Проникновение в Китай буддизма. Основные школы китайского буддизма Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Современное религиозное простанство в Китае: проблема религиозного синкретизма Практические 10 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Работа с рекомендованной литературой и вопросами для самоконтроля Сам. работа 10 7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Подготовка к экзамену. Экзамен. Экзамен 10 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Возникновение китайской цивилизации. Основные тенденции развития Китая в эпоху ранней древности
2. Конфуцианство как этико-философское обоснование китайской цивилизации
3. Экономическое развитие Китая в средние века
4. Китай в эпоху Цин.
5. Общественно-политическая мысль Китая во второй половине XIX - начале XX в.
6. Значение «гоминьдановского» периода в новейшей истории Китая
7. Китай в годы Второй мировой войны
8. Гражданская война между Гоминьданом и КПК (1947 – 1949 гг.)
9. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.) и ее последствия
10. Реформы Дэн Сяопина и общество в Китае (1980-е годы)
11.Становление русской-китайских отношений в XVII – первой половине XVIII в.
12. Погранично-территориальный вопрос в советско-(российско)- китайских отношениях во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
13. Российско-китайские отношения на современном этапе
14. Стратегия экономических реформ в КНР (80-е гг. XX – начало XXI в.)
15. Становление и развитие традиционной китайской литературы
16. Особенности становления и развития современной китайской литературы (XX – начало XXI в.)
17. Китайское искусство: принципы эстетического обоснования мира
18. Становление и развитие музыкально-театральных жанров в Китае
19. Проникновение буддизма в Китай и его роль в религиозной жизни общества
19. Становление и развитие религиозной системы Китая
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие Китая в эпоху Шан-Инь. Зарождение основ цивилизации.
2. Конфуций и его творчество.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Развитие литературы в эпоху Мин
5. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
6. Внешняя политикам в эпоху Цин. Проблема "закрытия" Китая
7. Опиумные войны и превращение Китая в полуколонию
8. Синьхайская революция
9. Гражданская война в Китае
10. Историческмий портрет Мао Цзэдуна
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Курс в Moodle "История культуры Китая" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История и культура Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем.