МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Миграционные процессы в современной Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рабочая программа дисциплины
Миграционные процессы в современной Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
анализ социально-демографической ситуации в государствах постсоветской Центральной Азии,
выявление и обоснование факторов современных демографических процессов,особенностей демографической и социальной политики РФ и государств ЦА,
определение уровня развития, механизмов, ресурсов и функциональной эффективности социальной политики центральноазиатских гоударств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-1 Способен вести научно-исследовательскую работу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные вопросы теории, классификацию и типологию социально-демографических процессов, факторы современных демографических процессов, сущность и содержание миграционных процессов; особенности демографической и социальной политики РФ и государств ЦА
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами демографии, методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-демографическое развитие государств ЦА на современном этапе
1.1. Особенности социально-демографического развития государства Центральной Азии в постсоветский период Лекции 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная политика государств Центральной Азии: сравнительный анализ Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Семейная политика в государствах Центральной Азии: сущность и содержание Сам. работа 1 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Демографические процессы в странах ЦА
2.1. Численность и структура населения: численность населения абсолютная и годовая. Плотность населения. Городское и сельское население. Поло-возрастная структура, семейно-брачная структура. Этнический состав. Образовательный уровень населения. Лекции 1 8 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Отрасли и методы демографии Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Современные источники о данных населения и их эвристические возможности Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Концепции демографического развития. Концепции демографического и миграционного перехода общества. Концепция потребности в детях. Теория качеств Сам. работа 1 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Миграционная и социальная политика в ЦА
3.1. Анализ социально-демографических понятий и явлений: смертность, рождаемость, брачность, разводимость, воспроизводство населения. Лекции 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Сравнительный анализ социально-демографических явлений в государствах Центральной Азии Практические 1 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Социально-экономическая структура населения государств Центральной Азии (на выбор студента) Сам. работа 1 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
На выбор магистранта - провести сравнительный анализ государств Центральной Азии по одному из предложенных показателей:
1. Численность населения абсолютная и годовая.
2. Плотность населения.
3. Размещение населения по территории.
4. Городское и сельское население.
5. Процесс урбанизации.
6. Состав и структура населения по полу и возрасту.
7. Семейно-брачная структура населения.
8. Этнический состав и структура населения.
9. Гражданство.
10. Конфессиональная структура населения.
11. Социально-экономическая структура и образовательный уровень населения
12. Рождаемость.
13. Смертность.
14. Брачность.
15. Разводимость.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Еремин Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Б. Долгополов История Казахстана: учебное пособие Литтерра, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э2 Электронный курс "Миграционные процессы в современной Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.