Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Экономика безопасности в АПК |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v38_04_01_ЭБ в АПК-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова Светлана Владиславльевна
1.1. | Приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков, позволяющих идентифицировать кадровые риски (со стороны персонала и в отношении персонала компании) и управлять ими с ипользованием современных кадровых технологий. Задачами освоения дисциплины являются: - изучить современные подходы к понятию кадровая безопасность и формам ее регулирования и организации; – изучить причины нарушения кадровой безопасности, наиболее уязвимые места в организационной работе с персоналом компании, источники кадровых рисков; – освоить навыки построения эффективных систем защиты кадрового развития организации на всех его этапах начиная от набора и заканчивая увольнением персонала компании; – рассмотреть психологические аспекты состояния работника, обусловливающие кадровые риски и угрозы для компании; – изучить организационно-правовые и административные методы обеспечения кадровой безопасности организации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью анализировать и использовать различные источники информациии для проведения экономических расчётов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие и составляющие кадровой безопасности компании, ее место в обеспечении безопасности в целом; кадровые риски и угрозы, связанные с поведением работников и возникновением конфликтов интереса, в целях обе- спечения кадровой безопасности компании; о психологической надежности работников, влияющей на кадровую безопасность компании; о кадровой политике и технологиях управления персоналом в целях обеспечения кадровой безопасности компании |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать и реализовывать программы управления кадровой безопасностью компании, интегрируя знания о психологической надежности работников, кадровой политике, стратегиях и технологиях управления персоналом |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами и технлогиями работы с персоналом, позволяющими обеспечивать кадровую безопасность, а также минимизировать и нивелировать кадровые риски и угрозы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Кадровые риски и угрозы | ||||||
1.1. | Понятие и составляющие кадровой безопасрности компании. Кадровые риски и угрозы | Лекции | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Понятие корпоративной безопасности, подсистемы безопасности. Место и роль кадровой безопасности. Виды противоправного поведения работников и других лиц в отношении работников. Мошенничество. Причины, мотивы, способы выявления мошенничества, методы борьбы. Концепция безопасности кадрового развития. Этапы системы обеспечения корпоративной безопасности | Практические | 1 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Личностные качества работника и типологизации личности. Профессионально важные и профессионально недопустимые качества личности. Типология Майерс-Бриггс (MBTI). Модель «Большая пятерка. Типология характеров К. Леонгарда.Социальная типология характеров Э. Фромма. Классификация С.Занина. Классификация потенциальных предателей, АРТХАШАСТРА. Конфликтыне личности. Как выявить опасного сотрудника: по подчерку, с помощью полиграфа. Классификация расстройств личности. Как наладить контакт и решать производственные вопросы. | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-9 | Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Классификация кадровых рисков. Как измерить уровень риска. Качественный анализ рисков. Количественный анализ рисков. Методы управления кадровыми рисками. Диверсификация, аутсортинг, аутстафинг, аутплейсмент. Этапы управления рисками. | Практические | 1 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Кадровые риски и угрозы | Лекции | 1 | 2 | ПК-9 | |
1.6. | Понятие групп риска. Виды зависимостей.Угрозы кадровой безопасности, создающиеся группами риска. Почему возникают зависимости. Как же выявить сотрудника, принадлежащего к группе риска? Меры, предпринимаемые в отношении сотрудников из групп риска. Основные модели контроля сознания | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Контроль персонала. Технологии контроля пероснала | ||||||
2.1. | Сущность контроля персонала. Система контроля. Виды кадрового контроля. | Лекции | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Ошибки в системе контроля. Этапы контроля. Контроль персонала при наборе и отборе – сложности и пути решения. Теория недобросовестного найма. Контроль персонала в процессе трудовой деятельности. Учет рабочего времени, видеонаблюдение, прослушивание телефонных разговоров, контроль доступа и работы компьютера, контроль свободного времени сотрудников. Контроль персонала при увольнении, безопасное увольнение. | Практические | 1 | 6 | ПК-9 | Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Понятие манипуляции, причины, техники манипуляции. Как распознать манипуляцию. Способы защиты от манипуляций. Психологические игры. Манипулятивные системы. Нейролингвистическое программирование как метод манипулирования. Рефлексивное управление. Кризис- менеджмент | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Лояльность и вовлеченность персонала, управление ими | Лекции | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.4, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Модель позитивного отношения сотрудника к компании. Понятие благонадежности, лояльности, приверженности. Неблагонадежность, факторы неблагонадежности. Модель лояльности персонала. Факторы формирования приверженности. Лояльность в понимании различных культур. Как оценить степень лояльности персонала. | Практические | 1 | 6 | ПК-9 | Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | Понятие слуха, сплетни, провокации. Причины этих явлений. Закон слухов. Классификация слухов. Направления намеренного использования слухов. Механизмы и принципы создания слухов. Почему в компании распространяются сплетни. Управление слухами и сплетнями. Провокация как метод психологического воздействия. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-9 | Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. вложенный фацл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. вложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. вложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Одегов Ю.Г. | Управление персоналом : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/1EB0E319-C6DB-4A3B-8B40-A737500BE562 |
Л1.2 | Бабосов, Е. М. | Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online | Минск : ТетраСистемс, 2012 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916 |
Л1.3 | Дейнека, А.В | Управление персоналом организации: Учебник | , 2017 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Маслова В.М. | Управление персоналом: учебное пособие и практикум | Юрайт, 2017 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ершова Н. А., Сергеева Н. В. | Современные технологии системы управления персоналом в бизнес-структурах: Научные монографии | МИРБИС, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | под общ. ред. С. В. Осипова | Контроллинг: теория и практика : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/36901120-EDE9-447D-962C-FAC6D134A295 |
Л2.3 | Методы и модели принятия решений в сфере управления персоналом: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2014 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) Электронные базы публикаций Scopus (http://www.scopus.com) и Web of Science (http://login.webofknowledge.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом: 1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса. 2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу. Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем. 3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях. 4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов. 5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины. |