МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Корпоративная социальная ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Корпоративная социальная ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели изучения курса состоят в:
- формировании у студентов представлений о корпоративной социальной ответственности как о системе добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленной на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе;
- освоении теорий, зарубежных и отечественных научных подходов, раскрывающих принципы, основные направления социальной ответственности бизнеса, корпоративной социальной политики;
- овладении студентами навыками определения стратегии и приоритетов социального развития на уровне предприятия, а также социальной деятельности бизнеса на уровне муниципального образования или региона и построения на этой основе программ корпоративной социальной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты
ПК-29 владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовые акты применительно к своей сфере деятельности, методы анализа социально-экономических проблем и процессов в организации; методы анализа и диагностики социальной сферы организации; современные технологии социальной работы с персоналом.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты; методы анализа и диагностики социальной сферы организации; способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа социально-экономических проблем и процессов в организации, принятия организационно-управленческих и экономических решений, разработки алгоритмов их реализации и готов нести ответственность за их результаты; анализа и диагностики социальной сферы организации, способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса.Развитие концепции корпоративной социальной ответственности.
1.1. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
1.2. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса Практические 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
1.3. Содержание и эволюция социальной ответственности бизнеса Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
1.4. Развитие концепции корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
1.5. Развитие концепции корпоративной социальной ответственности Практические 6 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
1.6. Развитие концепции корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Система и модели корпоративной социальной ответственности.Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности.
2.1. Система корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.2. Система корпоративной социальной ответственности Практические 6 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.3. Система корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.4. Модели корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.5. Модели корпоративной социальной ответственности Практические 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.6. Модели корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.7. Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
2.8. Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Управление корпоративной социальной ответственностью в организации. Формы реализации корпоративной социальной ответственности.Планирование корпоративной социальной ответственности.Организация корпоративной социальной ответственности.Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий.Анализ и оценка корпоративной социальной ответственности.
3.1. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.2. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Практические 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.3. Планирование корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.4. Формы реализации корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.5. Планирование корпоративной социальной ответственности Практические 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.6. Планирование корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.7. Организация корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.8. Организация корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.9. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.10. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Практические 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.11. Социальная (нефинансовая) отчетность предприятий Сам. работа 6 2 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
3.12. Анализ и оценка корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Роль государства и гражданского общества в развитии корпоративной социальной ответственности
4.1. Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1
4.2. Взаимодействие предприятий и гражданского общества в развитии корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-29 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ.ред. Н.А. Волгина, А.Н. Аверина Социальное развитие предприятий: Учебное пособие М.:КНОРУС, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)











7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по 4-х балльной шкале.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.