Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 66 | 56 | 66 | 56 |
Итого | 108 | 98 | 108 | 98 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой доцент,к.ф.-м.н. Саженков А.Н.
1.1. | Цели: получение студентами теоретических знаний по математическому моделированию и анализу его средствами экономических характеристик; овладение студентами методологии построения и применения математических моделей экономических объектов и процессов; освоение студентами типовых методов и моделей, используемых в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных экономических процессов. Задачи: научить студентов использовать в практической деятельности современные экономико-математические методы и модели; привить умение самостоятельно изучать литературу по экономико-математическому моделированию. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-1 | способностью использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики, основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с фундаментальной информатикой и информационными технологиями |
ПК-1 | способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о теоретических основах математического моделирования и его анализа средствами экономических характеристик; о типовых методах и моделях, используемых в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных экономических процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: основные принципы и этапы построения экономико-математических моделей; существующие экономико-математические методы и модели, применяемые при анализе, планировании и прогнозировании экономических процессов; Уметь: перевести экономическую задачу на математический язык; решать экономические задачи с использованием математического аппарата; анализировать и прогнозировать экономические процессы, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | перевода экономических задач на математический язык; решения экономических задач с использованием математического аппарата; анализа и прогнозирования экономических процессов, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая классификация экономико-математических методов и моделей | ||||||
1.1. | Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели | Практические | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Основы линейного программирования | ||||||
2.1. | Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Специальные классы задач линейного программирования | ||||||
3.1. | Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Методы целочисленного программирования | ||||||
4.1. | Постановка задачи, методы отсечения (метод Гомори), комбинаторные методы (метод ветвей и границ) | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Постановка задачи, методы отсечения (метод Гомори), комбинаторные методы (метод ветвей и границ) | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Постановка задачи, методы отсечения (метод Гомори), комбинаторные методы (метод ветвей и границ) | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Методы нелинейного программирования | ||||||
5.1. | Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Модели динамического программирования | ||||||
6.1. | Общая постановка задачи, принцип оптимальности Беллмана, задачи о распределении средств между предприятиями, об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на несколько лет, о замене оборудования | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Общая постановка задачи, принцип оптимальности Беллмана, задачи о распределении средств между предприятиями, об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на несколько лет, о замене оборудования | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Общая постановка задачи, принцип оптимальности Беллмана, задачи о распределении средств между предприятиями, об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на несколько лет, о замене оборудования | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Противоречивые модели | ||||||
7.1. | Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Модели сетевого планирования | ||||||
8.1. | Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Балансовые модели | ||||||
9.1. | Балансовый метод, принципиальная схема межпродуктового баланса, модель межотраслевого баланса, коэффициенты прямых и полных материальных затрат, динамическая межотраслевая балансовая модель | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Балансовый метод, принципиальная схема межпродуктового баланса, модель межотраслевого баланса, коэффициенты прямых и полных материальных затрат, динамическая межотраслевая балансовая модель | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Балансовый метод, принципиальная схема межпродуктового баланса, модель межотраслевого баланса, коэффициенты прямых и полных материальных затрат, динамическая межотраслевая балансовая модель | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Методы и модели анализа динамики экономических процессов | ||||||
10.1. | Понятие динамики экономических рядов, предварительный анализ и сглаживание временных рядов, расчет показателей динамики развития экономических процессов | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Понятие динамики экономических рядов, предварительный анализ и сглаживание временных рядов, расчет показателей динамики развития экономических процессов | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
10.3. | Понятие динамики экономических рядов, предварительный анализ и сглаживание временных рядов, расчет показателей динамики развития экономических процессов | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 11. Модели прогнозирования экономических процессов | ||||||
11.1. | Трендовые модели на основе кривых роста, оценка адекватности и точности трендовых моделей, прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей | Практические | 5 | 3 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
11.2. | Трендовые модели на основе кривых роста, оценка адекватности и точности трендовых моделей, прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
11.3. | Трендовые модели на основе кривых роста, оценка адекватности и точности трендовых моделей, прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей | Сам. работа | 5 | 22 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Балдин К., Башлыков В., Рокосуев А. | Математические методы и модели в экономике: учебник | Флинта, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Карманов В.Г. | Математическое программирование: | М.: Физматлит, 2008 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; | |||
Э4 | свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org | |||
Э5 | Курс в Moodle Математические методы экономического анализа | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office, Microsoft Windows, AcrobatReader, Exel | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля. При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. |