МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в полиграфическом дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.н.искусствоведения, доцент, Л.Н.Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в полиграфическом дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Полиграфический дизайн" является - вооружить студента необходимыми знаниями, умениями и навыками работы со средствами практической реализации методов информационных технологий, методологическими основами обработки текста и изображений, их корректуры и профессиональной верстки, что будет способствовать творческому подходу в решении задач в области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
ПСК-3 способностью обосновать свои предложения при разработке дизайн-проектов в области информационного обеспечения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности основных видов печатной продукции и их изготовление, технологию типографской и дизайнерской работы;
- функциональные и эстетические требования, предъявляемые к изготовлению объектов графического дизайна;
- цветовое и декоративное оформление объектов графического дизайна;
- основные типы шрифтов и их происхождение
3.2.Уметь:
3.2.1.- классифицировать объекты печатной продукции графического дизайна;
- обращаться с графическими программами Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe InDesign и др.,
- владеть основами проектирования плакатов, буклетов, логотипов, визиток и пр., создать макет печатной продукции (верстка);
- уметь строить шрифты и применять их в проектировании печатной продукции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть специализированными программами для проектирования
- ознакомиться с основными понятиями о возможностях изготовления рекламной продукции на основе программы Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe InDesign
- создание презентации (слайд-шоу) с использованием графических программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История шрифта. Понятия стиля. Кернинг и интерлиньяж вручную. Дизайн текстовых форм и иллюстрирование. Правила набора. Классическая книжная типографика.
1.1. Графическая работа Исторические шрифты Сам. работа 5 12 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Практика работы со шрифтами в графических редакторах Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Графическая работа. Цифровые шрифты. Сам. работа 5 8 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Дизайн текстовых форм и иллюстрирование. Правила набора. Классическая книжная типографика. Пропорции, форматы. Типографские сетки
2.1. Удобочитаемость текстового набора Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Основы технологии полиграфического процесса Сам. работа 5 12 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Дизайн текстовых форм Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Макет буклета Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Иллюстрирование художественной литературы Лекции 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Иллюстрирование Сам. работа 5 32 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Полиграфический процесс и цветоделение Лекции 5 10 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Макет календарь настольный Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.9. Подготовка издания для полиграфического репродуцирования Лекции 5 6 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.10. Иллюстрирование художественной литературы Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.11. Технология формных процессов, печатных процессов, послепечатных процессов. Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.12. Оформление печатных изданий Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.13. Шрифты: основные параметры цифровых шрифтов, правила построения, пропорции, виды цифровых шрифтов Сам. работа 5 28 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.14. Макет театральной програмки Сам. работа 5 12 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.15. Внешнее оформление книги,типы обложек и переплеты Практические 5 2 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.16. Многостраничные документы. Методы работы со страницами публикации. Сбор из отдельных частей. Раздельная пагинация глав. Оглавление. Создание алфавитного указателя Сам. работа 5 25 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.17. Макет портфолио Сам. работа 5 12 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.18. Полиграфические технологии подготовки изображений к репродуцированию Сам. работа 5 12 ПК-3, ПСК-2, ПСК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков, В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0A785AA3-6C5E-4A15-90CA-0F94618AC3B4
Л1.2 С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.3 Клещев О. И. Технологии полиграфии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
Л2.2 Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама : учебное пособие Издательство "ДМК Пресс"// "ЭБС Лань", 2008 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Головко С. В. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Графический дизайн seyakovl.narod.ru
Э2 Графический дизайн в современной России www.ref.by
Э3 Графический дизайн,фирменный стиль rosdesign.com
Э4 курс в Moodle" Компьютерные технологии в полиграфическом дизайне" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.