МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в проектировании костюма и текстиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кн.искусствоведения, доцент, Турлюн Л.Н.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в проектировании костюма и текстиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
док. искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой док. искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Составить представление о программном обеспечении профессиональной деятельности. Раскрыть специфику проектирования костюма и текстиля в условиях специализированных программ и САПР отрасли. Выработать практические навыки реализации комплекса задач проектирования с помощью компьютерных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-7 готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных исследованиях научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
методологию исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
стандартные информационно-поисковые системы и сетевые ресурсы
информационно-поисковые системы, базы данных и сетевые ресурсы в области профессиональной деятельности
стандартное программное обеспечение для профессиональной проектной деятельности
функциональные возможности современных графических программ и систем автоматизированного проектирования одежды
зарубежные и отечественные системы автоматизированного проектирования одежды, их достоинства и недостатки
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск результатов исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
осуществлять исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
осуществлять поиск информации для исследований с помощью информационно-поисковых сетей и сетевых ресурсов
осуществлять поиск информации для исследований в области профессиональной деятельности с помощью информационно-поисковых сетей и сетевых ресурсов
работать со стандартным универсальным программным обеспечением при решении задач связанных с проектированием костюма
решать задачи связанные с различными этапами и стадиями проектирования костюма средствами компьютерных технологий
создавать художественные и технические эскизы, технические чертежи конструкции моделей средствами компьютерных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.информацией о различных методах и средствах исследования в сфере своей профессиональной деятельности
методами и средствами исследования научного и научно-производственного профиля в сфере своей профессиональной деятельности
навыками поиска информации в сетевых ресурсах
навыками критического анализа и оценки качества информации, полученной из сетевых ресурсов
методами и приемами работы с компьютерной техникой и программным обеспечением
методами и приемами творческой работы на компьютерной технике, специализированной на научно-творческие поиски в дизайне
компьютерного проектирования рисунков и орнаментов, моделей, чертежей конструкций и деталей костюма, лекал и раскладок

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование объектов с использованием компьютерных технологий
1.1. Методология процесса проектирования. Процесс проектирования объектов. Последовательность процесса проектирования. Маршрут проектирования объекта. Стадии, этапы, процедуры и операции. Режимы проектирования. Пакетный и диалоговый режимы работы. Активный и пассивный диалоги. История развития автоматизированного проектирования объектов, с использование компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в швейной промышленности. Практические 2 12 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Комплексный подход к автоматизации проектирования объектов. Цель и задачи создания систем автоматизированного проектирования. Функции систем автоматизированного проектирования объектов. Принципы построения систем автоматизированного проектирования объектов. Компоненты системы. Структура и характеристика средств обеспечения. Технические средства. Характеристика структуры и компонентов систем автоматизированного проектирования. Практические 2 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Анализ и характеристика современных САПР-одежды
2.1. Классификация систем по функциональному назначению. Классификация CAD/CAM/CAE-систем по функциональным возможностям. Классификация систем по мощности инструментария. Организационная структура САПР-одежды. Структура блока Художник. Структура блока Конструктор. Структура блока Технолог. Компьютерные технологии в управлении предприятием. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Зарубежные системы: Lectra systems (Франция), Іnvestronікa systemas (Испания), Gerber Garment Technology (США), Grafіs (Германия), Novo Cut systems (Германия), Pad systems (Канада), Optіtex (Израиль), Consult (Болгария), Gemіnі CAD (Турция) и т.п. САПР, разработчиками которых являются фирмы и компании стран СНГ: Ассоль (МФТІ, г. Москва, Россия), ЛЕКО (МГАЛП, г. Москва, Россия), Comtens (г. Москва, Россия), Eleandr CAD (МГУДТ, г. Москва, Россия), Силуэт (г. Новосибирск, Россия), 3Д-СТАПРИМ (г. С-Петербург, Россия), Автокрой (г. Минск, Беларусь), JULІVІ (ф. САПРЛЕГПРОМ, г. Луганск, Украина), Грация (ф. Инфоком, г. Харьков, Украина), Статура (ф. Астралюкс, г. Киев, Украина) и т.д. Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Функциональные возможности современных универсальных графических программ и САПР-одежды
3.1. Решение задач по преобразованию первоначальных элементов модели с помощью набора функциональных команд. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Решение задач по художественному оформлению проектируемых объектов. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Выполнение подбора и изменения орнаментального решения ткани. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Выполнение подбора и изменения колористического решения материала. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Построение базовой конструкции модели одежды. Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Приемы конструктивного моделирования одежды. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Формирование пакета конструкторской документации на модель. Практические 2 2 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, обзор литературы и электронных источников по разделу. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 5 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Экзамен 2 27 ОК-2, ОК-6, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и итоговой аттестации. см. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Н. Турлюн, Н. В. Францева Компьютерные технологии в искусстве костюма и текстиля. Коллаж в Adobe Photoshop [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Под ред. Лаврентьева А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд. : Учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии [Электронныйй ресурс]: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности www.cniishp.ru
Э2 Информационно-аналитический портал текстильной отрасли www.ivtextile.ru
Э3 Информационный портал легкой промышленности www.legprominfo.ru
Э4 Официальный сайт ОАО Рослегпром www.roslegprom.ru
Э5 Портал легкой промышленности legport.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Легкая промышленность. Курьер» www.lp-magazine.ru
Э7 Ссылка на web-страницу: Информационные технологии (IT). itru.info
Э8 Ссылка на лекции по информационным системам. chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э9 курс в Moodle"компьютернаые технологии в искусстве костюма и текстиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.