МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины : выявить и проанализировать основные направления сотрудничества Алтайского края с регионами Азии (сопередельными регионами Китая и Государств Центральной Азии); определить структуру сотрудничества АК с регионами Азии, обозначитьнормативную и институциональную основу регионального и межрегионального взаимодействия; определить проблемы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами и спроектировать пути их разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ПК-2 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные направления и сферы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами;
- институциональное и нормативное обеспечение сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами;
- проблемы и перспективы сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами на современном этапе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Проводить экспертно-аналитическое исследование;
- прогнозировать развитие сотрудничества Алтайского края с азиатскими регионами на региональном, макрорегиональном и глобальном уровнях;
- определять степень эффективности и перспективности регионального и межрегионального сотрудничества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Составления комплексной характеристики направлений, сфер и уровней регионального сотрудничества;
- научно-исследовательской работы;
- эспертно-аналитической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Региональное сотрудничество как фактор устойчивого роста
1.1. Региональное сотрудничество: цели, задачи, формы и направления Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2
1.2. Алтайский край в системе регионального сотрудничества Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.3. Нормативно-правовая и институциональная основа регионального сотрудничества Алтайского края Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Нормативно-правовое обеспечение сотрудничества Алтайского края с зарубежными странами Практические 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Региональное сотрудничество в современном мире: сферы взаимодействия и результаты Практические 3 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 24 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. ВЭД и ее место в системе регмионального сотрудничества Алтайского края
2.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор устойчивого роста региона Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2
2.2. Внешнеэкономическая деятельность Алтайского края и ее особенности Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.3. Внешнеэкономические связи Алтайского края, место азиатских регионов с системе ВЭД Алтайского края Практические 3 4 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Проблемы и перспективы сотрудничества Алтайского края с регионами Азии
3.1. Экспортный потенциал как фактор развития региональной экономики Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2
3.2. Основные направления и перспективы развития сотрудничества Алтайского края с регионами Азии в сфере науки, культуры и туризма Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Экспортный потенциал Алтайского края. Проблемы импортозамещения промышленности региона Практические 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.2
3.4. Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами в социокультурной сфере Практические 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Образовательные межрегиональные проекты, студенческая мобильность как направление регионального сотрудничества Алтайского края с регионами Азии Практические 3 2 ОПК-3, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с документами и рекомендованной литературой Сам. работа 3 26 ОПК-3, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Региональное сотрудничество, цели и задачи.
2. Нормативно-правовая основа регионального сотрудничества Алтайского края.
3. Институциональная основа регионального сотрудничества Алтайского края.
4. Внешнеэкономическая деятельность: формы, технологии, векторы.
5. ВЭД Алтайского края: основные направления и результаты.
6. Основные направления сотрудничества Алтайского края с регионами Китая.
7. Основные направления сотрудничества Алтайского края с регионами ЦА.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Евченко Н. Н. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Прокушев Е.Ф. - отв. ред. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/A06AA752-E81B-4168-AFC8-3A241632236B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека nlr.ru
Э2 Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э4 Алтайкрайстат. Внешнеэкономическая деятельность. akstat.gks.ru
Э5 Элетронный курс "Сотрудничество Алтайского края с азиатскими регионами" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. WEB ИРБИС. Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS
2. Электронная библиотека Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/
5. Национальный стандарт Российской Федерации гост р 7.0.100– 2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу обучения студентов по дисциплине составляют лекции и в значительной степени практические занятия.
Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД. Результативность лекции во многом зависит от активности обучающихся, поэтому приветствуется большое количество вопросов и обсуждений.
При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к практическим занятиям студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованными источниками. Для проверки знаний, полученных в результате работы с источниками, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.