МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ социальной педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы социальной педагогики с целью использования приобретенных знаний в процессе профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы социальной педагогики,необходимые для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной педагогики
1.1. Социальнопедагогический компонент социальной работы Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан Сам. работа 4 7 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогика социального развития человека
2.1. Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде Практические 4 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогика социальной среды
3.1. Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общественное движение социальных педагогов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб Сам. работа 4 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Cоциальнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации
4.1. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Социальнопедагогическая работа с зависимостями Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Социальный работник: профессиональный портрет
5.1. Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Профессиональные компетенции социального работника Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Кодекс этики социального педагога и социального работника Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Практический инструментарий социального работника
6.1. Техники социальнопедагогического консультирования Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Метод арттерапии в деятельности социального работника Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Метод тренинга в деятельности социального работника Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” Практические 4 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией А.В. Иванова Социальная педагогика : М.: Дашков и Ко, 2011
Л1.2 Т. В. Лодкина Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукина, А.К. Социальная педагогика: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социальная педагогика portal.edu.asu.ru
Э2 Социальная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Социальная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.