Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ социальной педагогики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-32 | способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности и методы социальной педагогики с целью использования приобретенных знаний в процессе профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы социальной педагогики,необходимые для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы социальной педагогики | ||||||
1.1. | Социальнопедагогический компонент социальной работы | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Педагогика социального развития человека | ||||||
2.1. | Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Педагогика социальной среды | ||||||
3.1. | Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Общественное движение социальных педагогов | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Cоциальнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации | ||||||
4.1. | Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.8. | Социальнопедагогическая работа с зависимостями | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.9. | Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Социальный работник: профессиональный портрет | ||||||
5.1. | Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Профессиональные компетенции социального работника | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Кодекс этики социального педагога и социального работника | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Практический инструментарий социального работника | ||||||
6.1. | Техники социальнопедагогического консультирования | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Метод арттерапии в деятельности социального работника | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Метод тренинга в деятельности социального работника | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под редакцией А.В. Иванова | Социальная педагогика : | М.: Дашков и Ко, 2011 | |
Л1.2 | Т. В. Лодкина | Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лукина, А.К. | Социальная педагогика: учебное пособие | Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Социальная педагогика | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Социальная педагогика | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э3 | Социальная педагогика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |