МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ социальной педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и методы социальной педагогики с целью использования приобретенных знаний в процессе профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы социальной педагогики,необходимые для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной педагогики
1.1. Социальнопедагогический компонент социальной работы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогика социального развития человека
2.1. Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогика социальной среды
3.1. Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общественное движение социальных педагогов Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб Практические 4 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Cоциальнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации
4.1. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Социальнопедагогическая работа с зависимостями Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Социальный работник: профессиональный портрет
5.1. Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Профессиональные компетенции социального работника Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Кодекс этики социального педагога и социального работника Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Практический инструментарий социального работника
6.1. Техники социальнопедагогического консультирования Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Метод арттерапии в деятельности социального работника Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Метод тренинга в деятельности социального работника Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией А.В. Иванова Социальная педагогика : М.: Дашков и Ко, 2011
Л1.2 Т. В. Лодкина Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукина, А.К. Социальная педагогика: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социальная педагогика portal.edu.asu.ru
Э2 Социальная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Социальная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.