МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать профессионального социолога путем систематического изучения концепций современного информационного общества;
показать место информационных технологий в современном обществе, роли средств массовой коммуникации в транслировании культуры в массы и формировании ценностных ориентаций общества;
сформировать представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании информационной культуры в информационном обществе, о месте современных информационных технологий в доминантной культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ООсновные науки об информационном обществе
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять специфику социологического подхода к изучению современного общества и информационных технологий

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Спецификой социологического подхода к изучению современных информационных технологий


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения курса «Информационное общество и информационные технологии"
1.1. Объект и предмет курса «Информационное общество и информационные технологии». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет курса «Информационное общество и информационные технологии». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Объект и предмет курса. Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и технологий Сам. работа 4 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Методологические предпосылки теории информационного общества Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Методологические предпосылки теории информационного общества Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Методологические предпосылки теории информационного общества Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Специфика социологического подхода к изучению современной информационной культуры России Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Специфика социологического подхода к изучению современной информационной культуры России Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Специфика социологического подхода к изучению современной информационной культуры России Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.13. Реклама как сфера массово-информационной деятельности Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.14. Реклама как сфера массово-информационной деятельности Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.15. Реклама как сфера массово-информационной деятельности Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.16. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.17. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.18. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.19. Информационные технологии Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.20. Информационные технологии Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.21. Информационные технологии Сам. работа 4 8 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.22. Особенности информационных технологий. История становления. Сущностные характеристики. Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.23. История становления. Сущностные характеристики технологического общества. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.24. Информационные технологии.История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ. Функции субкультур Сам. работа 4 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.25. История информационной культуры в России ХХ – ХХ1 столетий Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.26. История информационной культуры в России ХХ – ХХ1 столетий Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.27. История информационной культуры в России ХХ – ХХ1 столетий Сам. работа 4 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Теоретические вопросы.
1. Проблема многообразия определения понятия «информационное общество».
2. Проблемы формирования информационного общества в России
3. Функции и дисфункции массовой коммуникации.
4. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман.
5. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе.
6. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер.
7. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер.
8. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман.
9. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана.
10. Теории селективного влияния СМК.
11. Концепция установления пунктов «повестка дня».
12. Особенности структурализма.
13. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера.
14. «Социодинамика культуры» А.Моля.
15. Постмодернистская культура и масс-медиа.
16. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена.
«Ситуационный подход» Дж.Мейровитца.
18. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра.
19. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы.
20. Либертарианская теория прессы.
Практические задания.
1. Приведите примеры социальной ответственности прессы.
2. Сравните советскую тоталитарную теорию прессы и конструкционистский подход к анализу МК.
3. Как реализуется на практике конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона.
4. Как реализуется на практике концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска.
5. Работает в современной действительности конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.
6. Какие признаки информационного общества М.Маклюэна мы наблюдаем сегодня
7. Как реализуется теория информационного общества О.Тоффлера
8. Каким образом теория постиндустриального общества Д. Белла связана с современными теориями технологизвции
9. Сформулируйте основные положения теории сетевого, информационного - М.Кастельса, Э.Гидденса, З.Бжезинского
10. Сформулируйте основные положения теорий постмодернистов – А.Этциони, Ж.Лиотара, Ж.Бодрийяра, П.Джеймсона
11. Выявите основные тенденции развития современного постиндустриального общества на культуру.
12. Уточните роль массовой культуры в формировании сознания современного человека.
13. Сформулируйте основные проблемы развития культуры в информационном обществе.
14. Покажите на примере способы тиражирования культуры.
15. Перечислите основные информационные технологии.
16. Покажите связь информационных технологий и контркультуры.
17. Уточните этапы развития информационных технологий в российском обществе.
18. Покажите взаимодействие информационных технологий с доминантной культурой. Способы трансляции информационных технологий в массы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Название курса: «Информационное общество и информационные технологии» portal.edu.asu.ru
Э2 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э3 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э4 www.socio.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.