МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и информационные технологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формировать профессионального социолога путем систематического изучения концепций современного информационного общества;
показать место информационных технологий в современном обществе, роли средств массовой коммуникации в транслировании информации в массы и формировании ценностных ориентаций общества;
сформировать представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании информационных технологий в информационном обществе, о месте современных технологий в доминантной культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Основные науки об информационном обществе

3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять специфику социологического подхода к изучению современного общества и информационных технологий

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Спецификой социологического подхода к изучению современных информационных технологий


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания изучения курса «Информационное общество и молодежная культура»
1.1. Объект и предмет курса «Информационное общество и молодежная культура». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры Лекции 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет курса «Информационное общество и молодежная культура». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры Практические 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Методологические предпосылки теории информационного общества Лекции 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Методологические предпосылки теории информационного общества Практические 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Методологические предпосылки теории информационного общества Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Объект и предмет курса «Информационное общество и молодежная культура». Специфика социологического подхода к изучению современного информационного общества и молодежной культуры Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Специфика социологического подхода к изучению современной молодежной культуры России Лекции 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Специфика социологического подхода к изучению современной молодежной культуры России Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Средства массовой коммуникации как отрасль социологического знания Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Реклама как сфера массово-информационной деятельности Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Распространение и восприятие культуры. Влияние тенденций развития современного постиндустриального общества на культуру. Массовая культура как способ формирования сознания современного человека. Современные молодежные культуры. Общая характеристика Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Молодежь как социальная группа Сам. работа 1 10 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.13. Неформалитет и контркультурность молодежи. История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ. Функции субкультур Сам. работа 1 12 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.14. История молодежных субкультур в России ХХ – ХХ1 столетий Сам. работа 1 12 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.15. Зачет 1 4 ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

Теоретические вопросы.
1. Проблема многообразия определения понятия «информационное общество».
2. Проблемы формирования информационного общества в России
3. Функции и дисфункции массовой коммуникации.
4. СМК в контексте структурного функционализма – П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Луман.
5. Франкфуртская школа о роли СМК в обществе – М.Хокхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе.
6. Концепция гегемонии А.Грамши, СМК как манипуляторы сознанием – Г.Шиллер.
7. Анненбергская школа коммуникаций – Дж.Гербнер.
8. Критический анализ современного ТВ – Н.Постман.
9. Теории «волшебной пули», концепция стереотипов У.Липпмана.
10. Теории селективного влияния СМК.
11. Концепция установления пунктов «повестка дня».
12. Особенности структурализма.
13. Марксистский структурализм: концепция идеологии Л.Альтюссера.
14. «Социодинамика культуры» А.Моля.
15. Постмодернистская культура и масс-медиа.
16. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюена.
«Ситуационный подход» Дж.Мейровитца.
18. «Гиперреальность» и концепция имплозии социального в массе Ж.Бодрийяра.
19. Семиологический анализ массовой коммуникации (Холл, Фиск). Авторитарная теория прессы.
20. Либертарианская теория прессы.
Практические задания.
1. Приведите примеры социальной ответственности прессы.
2. Сравните советскую тоталитарную теорию прессы и конструкционистский подход к анализу МК.
3. Как реализуется на практике конструктивистская модель масс-медиа У.Гемсона.
4. Как реализуется на практике концепция публичных арен С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска.
5. Работает в современной действительности конструктивистская теория общественного мнения Ж.-П.Пажеса.
6. Какие признаки информационного общества М.Маклюэна мы наблюдаем сегодня
7. Как реализуется теория информационного общества О.Тоффлера
8. Каким образом теория постиндустриального общества Д. Белла связана с современными теориями технологизвции
9. Сформулируйте основные положения теории сетевого, информационного - М.Кастельса, Э.Гидденса, З.Бжезинского
10. Сформулируйте основные положения теорий постмодернистов – А.Этциони, Ж.Лиотара, Ж.Бодрийяра, П.Джеймсона
11. Выявите основные тенденции развития современного постиндустриального общества на культуру.
12. Уточните роль массовой культуры в формировании сознания современного человека.
13. Сформулируйте основные проблемы развития культуры в информационном обществе.
14. Покажите на примере способы тиражирования культуры.
15. Перечислите основные информационные технологии.
16. Покажите связь информационных технологий и контркультуры.
17. Уточните этапы развития информационных технологий в российском обществе.
18. Покажите взаимодействие информационных технологий с доминантной культурой. Способы трансляции информационных технологий в массы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1A2A48B4-2B0D-4054-B98A-8954A202DAE6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э4 Курс в Moodl: «Информационное общество и информационные технологии» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2050
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.