МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 12
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, умение проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности; способность работы в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные социологические понятия и категории, специфику социальной структуры и процессов в современном обществе
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические знания в кооперации с коллегами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками эффективной работы в коллективе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Социология как наука. Лекции 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Социология как наука. Практические 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Социология как наука. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Лекции 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные направления развития современного социологического знания. Практические 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Общество как социальная система. Лекции 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Общество как социальная система. Практические 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Общество как социальная система. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Лекции 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Социальная структура современного общества. Лекции 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Социальная структура современного общества. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Лекции 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. История становления социологического знания за рубежом.
2. История развития российской социологии.
3. Объект и предмет социологии.
4. Функции социологического знания.
5. Теоретический и эмпирический уровни социологии.
6. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
7. Структурный функционализм.
8. Марксизм и неомарксизм в социологии.
9. Психоаналитические традиции в социологии.
10. Понимающая социология.
11. Основные структурные элементы общественного устройства.
12. Понятие и основное предназначение социальных институтов в обществе.
13. Современные социальные институты и их функции.
14. Основные тенденции современного общественного развития.
15. Понятия социального неравенства и социальной стратификации.
16. Социальная мобильность: понятие, основные виды, каналы реализации.
17. Понятие социальной группы, класса, общности.
18. Социальная структура современных западных и российского общества.

Практические задания
1. Разработка вопросов для коллективного обсуждения по теме.
2. Иллюстрация возможностей использования результатов социологических исследований в своей профессиональной деятельности.
3. Оценка возможностей и ограничений основных каналов социальной мобильности в современной России.
4. Подготовка тезисов доклада перед своими коллегами по тематике: «Функции и дисфункции конкретного социального института»

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
Л2.2 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 Научная библиотека МГУ www.lib.msu.su
Э3 Публичная Интернет библиотека www.public.ru
Э4 (Институт социологии РАН www.isras.ru
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 Курс в moodle "Социология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2966
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.