Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.
1.1. | выработать у студентов умение правильно понимать государственно-правовые явления; выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности; привить практические навыки работы с законодательством Российской Федерации; развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику правовой культуры при применении правовых знаний на практике |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать правовые явления |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами обобщения правовых знаний для принятия ответственных решений в социальной сфере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие положения теории права как слагаемые правовой культуры | ||||||
1.1. | Право как инструмент регулирования общественных отношений. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Право как инструмент регулирования общественных отношений. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Источники (формы) права. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Источники (формы) права. | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Нормы права. | Практические | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Нормы права. | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Специфика правовой культуры | Лекции | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Специфика правовой культуры | Практические | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Система права и система законодательства. | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Правовая культура и правовой нигилизм | Практические | 2 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Правонарушение и юридическая ответственность | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Законность и правопорядок как отражение эффективности права. | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Правовая культура в контексте гуманитарного знания | ||||||
2.1. | Правосознание и правовая культура. | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Правовой нигилизм. | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Правовое воспитание и правовая культура. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Правовое регулирование и правовая культура | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Экзамен | 2 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Раскройте содержание понятия «правовая культура» и дайте общую характеристику правовой культуры. 2. Дайте характеристику основных структурных элементов правовой культуры. 3. Охарактеризуйте уровни правовой культуры. 4. Охарактеризуйте роль правовой культуры в жизни общества. 5. Раскройте содержание понятия «правовая культура личности». 6. Раскройте содержание понятия «правовая культура общества». 7. Назовите и поясните функции правовой культуры. 8. Охарактеризуйте цели и пути формирования правовой культуры. 9. Дайте характеристику основных участников процесса формирования правовой культуры. 10. Объясните сущность и функции правосознания. 11. Охарактеризуйте уровни правосознания – обыденное, профессиональное, научное. 12. Раскройте сущность правомерного поведения. 13. Раскройте содержание понятия «правонарушение» и охарактеризуйте его признаки. 14. Назовите и охарактеризуйте основные виды деформации правового сознания. 15. Объясните, что представляют собой основы конституционного строя Российской Федерации. 16. Объясните, в чём проявляется демократический характер современного Российского государства. 17. Раскройте суть понятия «Конституционно-правовой статус личности». 18. Раскройте суть понятия «гражданское общество». 19. Охарактеризуйте основные формы воплощения гражданского общества. 20. Рассмотрите соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество». 21. Дайте характеристику современного правового государства. 22. Раскройте содержание понятия «правовой статус личности». 23. Разъясните обязанности человека и гражданина по Конституции РФ. 24. Назовите и охарактеризуйте личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина. 25. Разъясните соотношение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина». 26. Перечислите политические права и свободы человека и гражданина и раскройте их содержание. 27. Поясните, какие социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина вам известны и раскройте их содержание. 28. Охарактеризуйте систему судов Российской Федерации. 29. Раскройте понятие, функции и принципы юридической ответственности. 30. Объясните, что предполагает обязанность рассмотрения обращения гражданина. 31. Раскройте цели, задачи правоохранительной деятельности. 32. Поясните, какие органы являются правоохранительными. 33. Укажите основные принципы деятельности адвокатуры. 34. Объясните, в чём сущность нотариальной деятельности. 35. Объясните, в чём заключается социальная ценность правосудия. 36. Дайте краткую характеристику основным формам экстремистской деятельности. 37. Назовите и охарактеризуйте основные черты терроризма как явления. 38. Назовите и охарактеризуйте факторы, способствующие развитию и распространению экстремизма и терроризма в России. 39. Объясните, какие проблемы геополитического характера способствуют развитию и распространению экстремизма и терроризма. 40. Объясните, как проявляются экономический, политический и религиозно-националистический экстремизм и терроризм в современной России. 41. Назовите и охарактеризуйте основные причины формирования наркозависимости. 42. Объясните, что такое коррупция. Назовите и охарактеризуйте её причины в России. 43. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства. 44. Перечислите и охарактеризуйте меры социальной поддержки семьи в России. 45. Раскройте содержание деятельности профессиональных союзов, их правовой статус. Практические задания: 1. При обсуждении вопроса о том, что такое правовая культура, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, правовая культура — это поведение личности в рамках норм морали и норм права, а по мнению Петрова — это совокупность норм права, регулирующая культурную сферу жизни. Разрешите спор. 2. Студент Петров, определяя виды общественно опасных правонарушений, назвал среди прочих административное правонарушение и дисциплинарный проступок. Перечислите виды общественно опасных правонарушений. 3. На основе анализа статьи 14 Уголовного кодекса РФ составьте схему: «Признаки преступления». Какое деяние не является преступлением? 4. Соотнесите понятия «права человека» и «права гражданина». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев | Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Д. Перевалов | Теория государства и прав: учебник и практикум для СПО | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна" | |||
Э2 | www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства | |||
Э3 | www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль¬тант-Плюс) | |||
Э4 | www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг» | |||
Э5 | www.pravo.ru - Право в области информационных технологий | |||
Э6 | www.rg.ru - сервер «Российской газеты» | |||
Э7 | www.elibrary.ru – журналы AIP | |||
Э8 | Курс в moodle «Правовая культура копия 1» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |