МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая культура
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав.кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.выработать у студентов умение правильно понимать государственно-правовые явления; выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности; привить практические навыки работы с законодательством Российской Федерации; развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в области социологии права и правоведения, в т.ч. развития правовых систем мира
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования в соответствии с научным и научно-производственным профилем своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория права как системообразующий элемент правовой культуры
1.1. Право как фундамент функционирования общества Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Право как фундамент функционирования общества Сам. работа 1 22 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные источники (формы) права. Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные источники (формы) права. Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные источники (формы) права. Сам. работа 1 22 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Нормы права как основной элемент системы права Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Нормы права как основной элемент системы права Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Нормы права как основной элемент системы права Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Особенности формирования правовой культуры Лекции 1 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Особенности формирования правовой культуры Практические 1 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Особенности формирования правовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «правовая культура» и дайте общую характеристику правовой культуры.
2. Дайте характеристику основных структурных элементов правовой культуры.
3. Охарактеризуйте уровни правовой культуры.
4. Охарактеризуйте роль правовой культуры в жизни общества.
5. Раскройте содержание понятия «правовая культура личности».
6. Раскройте содержание понятия «правовая культура общества».
7. Назовите и поясните функции правовой культуры.
8. Охарактеризуйте цели и пути формирования правовой культуры.
9. Дайте характеристику основных участников процесса формирования правовой культуры.
10. Объясните сущность и функции правосознания.
11. Охарактеризуйте уровни правосознания – обыденное, профессиональное, научное.
12. Раскройте сущность правомерного поведения.
13. Раскройте содержание понятия «правонарушение» и охарактеризуйте его признаки.
14. Назовите и охарактеризуйте основные виды деформации правового сознания.
15. Объясните, что представляют собой основы конституционного строя Российской Федерации.
16. Объясните, в чём проявляется демократический характер современного Российского государства.
17. Раскройте суть понятия «Конституционно-правовой статус личности».
18. Раскройте суть понятия «гражданское общество».
19. Охарактеризуйте основные формы воплощения гражданского общества.
20. Рассмотрите соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».
21. Дайте характеристику современного правового государства.
22. Раскройте содержание понятия «правовой статус личности».
23. Разъясните обязанности человека и гражданина по Конституции РФ.
24. Назовите и охарактеризуйте личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина.
25. Разъясните соотношение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».
26. Перечислите политические права и свободы человека и гражданина и раскройте их содержание.
27. Поясните, какие социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина вам известны и раскройте их содержание.
28. Охарактеризуйте систему судов Российской Федерации.
29. Раскройте понятие, функции и принципы юридической ответственности.
30. Объясните, что предполагает обязанность рассмотрения обращения гражданина.
31. Раскройте цели, задачи правоохранительной деятельности.
32. Поясните, какие органы являются правоохранительными.
33. Укажите основные принципы деятельности адвокатуры.
34. Объясните, в чём сущность нотариальной деятельности.
35. Объясните, в чём заключается социальная ценность правосудия.
36. Дайте краткую характеристику основным формам экстремистской деятельности.
37. Назовите и охарактеризуйте основные черты терроризма как явления.
38. Назовите и охарактеризуйте факторы, способствующие развитию и распространению экстремизма и терроризма в России.
39. Объясните, какие проблемы геополитического характера способствуют развитию и распространению экстремизма и терроризма.
40. Объясните, как проявляются экономический, политический и религиозно-националистический экстремизм и терроризм в современной России.
41. Назовите и охарактеризуйте основные причины формирования наркозависимости.
42. Объясните, что такое коррупция. Назовите и охарактеризуйте её причины в России.
43. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства.
44. Перечислите и охарактеризуйте меры социальной поддержки семьи в России.
45. Раскройте содержание деятельности профессиональных союзов, их правовой статус.
Задание к зачету:
Практические задания:

1. При обсуждении вопроса о том, что такое правовая культура, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, правовая культура — это поведение личности в рамках норм морали и норм права, а по мнению Петрова — это совокупность норм права, регулирующая культурную сферу жизни. Разрешите спор.
2. Студент Петров, определяя виды общественно опасных правонарушений, назвал среди прочих административное правонарушение и дисциплинарный проступок. Перечислите виды общественно опасных правонарушений.
3. На основе анализа статьи 14 Уголовного кодекса РФ составьте схему: «Признаки преступления». Какое деяние не является преступлением?
4. Соотнесите понятия «права человека» и «права гражданина».
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/46EF4A62-5826-4DC9-AA51-757E21186186.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна"
Э2 www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства
Э3 www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль¬тант-Плюс)
Э4 www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг»
Э5 www.pravo.ru - Право в области информационных технологий
Э6 www.rg.ru - сервер «Российской газеты»
Э7 www.elibrary.ru – журналы AIP
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.