Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | формирование профессионального социолога; развитие целостного представления о социальном феномене духовной жизни; изучение теорий и фактов духовной жизни общества, группы, индивида; формирование представления о принципах, подходах, методах, используемых в социологическом познании духовности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы исследований в области социокультурной динамики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «социология духовной жизни» | ||||||
1.1. | Введение в социологию духовной жизни: теоретико-методологические принципы. К истории проблемы духовности | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.2. | Введение в социологию духовной жизни: теоретико-методологические принципы. Философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.3. | Введение в социологию духовной жизни: теоретико-методологические принципы. Философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.4. | Философские и социологические аспекты духовности. Основания социологического подхода к изучению духовной жизни | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Философские и социологические аспекты духовности. Основания социологического подхода к изучению духовной жизни. Место духовного в системе общественных отношений. Духовность как социальный феномен | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Философские и социологические аспекты духовности. Основания социологического подхода к изучению духовной жизни. Место духовного в системе общественных отношений. Духовность как социальный феномен | Сам. работа | 4 | 7 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.7. | Феномен духовной жизни. Духовная жизнь индивида | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.8. | Феномен духовной жизни. Духовная жизнь индивида. Факторы формирования духовной жизни | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.9. | Феномен духовной жизни. Духовная жизнь индивида. Факторы формирования духовной жизни | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.10. | Духовная жизнь доиндустриального общества. Античность как тип духовности | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.11. | Духовная жизнь доиндустриального общества. Античность как тип духовности | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.12. | Духовная жизнь доиндустриального общества. Античность как тип духовности | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.13. | Западноевропейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.14. | Западноевропейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.15. | Европейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью. Характеристика духовности средневековья | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.16. | Европейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью. Характеристика духовности средневековья | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.17. | Европейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью. Характеристика духовности средневековья | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.18. | Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесного. Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.19. | Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесного. Характеристика духовной жизни Ренессанса | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.20. | Европейское Возрождение как духовная реабилитация телесного. Характеристика духовной жизни Ренессанса | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.21. | Духовная жизнь индустриального общества: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку» | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.22. | Духовная жизнь индустриального общества: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку» | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.23. | Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого. Формирование и утверждение новоевропейского рационализма | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.24. | Новое время: от рационализации духовного к овеществлению человеческого. Формирование и утверждение новоевропейского рационализма | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.25. | Основные черты русской духовности. Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Русская духовность как богопознание | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.26. | Духовная жизнь индустриального общества. Характеристика духовной жизни индустриального и современного общества. Судьба духовности в XX веке: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку» | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.27. | Духовная жизнь индустриального общества. Характеристика духовной жизни индустриального и современного общества. Судьба духовности в XX веке: от «одномерного» человека-потребителя к «постчеловеку» | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.28. | Духовная жизнь современного российского общества | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 | |
1.29. | Русская духовность как натурфилософское обоснование соборности. Основные черты русской духовности | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4 | |
1.30. | Экзамен | 4 | 27 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Объект и предмет духовной жизни. 2. Духовная жизнь современного общества: реалии и перспективы. 3. Методологические принципы изучения социологии духовной жизни. 4. Значение массовой культуры в духовной жизни современного общества. 5. Концептуальные основания социологии духовной жизни. 6. Роль и значение творчества в контексте духовной жизни. 7. Соотношение социологии духовности и социологии духовной жизни. 8. Специфика духовного производства и духовного потребления. 9. Основания социологического подхода к феноменологии духовной жизни. 10. Знания, значения и смыслы как герменевтические элементы духовной жизни. 11. Исторические типы социальности и духовная жизнь. 12. Традиции и обычаи как содержательные элементы духовной жизни. 13. Роль научных и художественных парадигм в духовной жизни. 14. Значение массовой культуры в духовной жизни современного общества. 15. Исторические формы сознания в контексте духовной жизни. Практические задания. 1. Покажите роль массовой коммуникации в духовной жизни современного общества. 2. Приведите примеры мифа как основы духовной жизни в доиндустриальном обществе. 3. Покажите соотношение глобальных и локальных духовных процессов. 4. Покажите связь науки и искусства как регуляторов духовной жизни в доиндустриальном обществе. 5. Покажите процессы глобализации в духовной жизни современного общества. 6. Покажите связь герменевтики и применение её принципов при интерпретации духовной жизни прошлого. 7. Покажите взаимосвязь интеллектуальной деятельности и интеллектуального продукта. 8. Приведите примеры соотношения религиозной и светской духовности в индустриальном обществе. 9. Сравните соотношение «индивидуального» и «коллективного» в духовной жизни. 10. Покажите эволюцию понятий «духовное» и «материальное». 11. Покажите реализацию на практике образов и стилей жизни как детерминантов духовной жизни личности. 12. Покажите специфику духовной жизни российского общества. 13. Покажите ценностно-нормативные основы личности в контексте духовной жизни. 14. Приведите примеры роли русской интеллигенции в продуцировании духовной жизни. 15. Приведите примеры национального в духовной жизни. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеются |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко С. А. | СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2. НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | https://biblio-online.ru/bcode/396720 |
Л1.2 | Л. А. Брушкова | Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B. |
Л1.3 | Кравченко С. А. | СОЦИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Ионин Л. Г. | СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кравченко, С. А. | Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | https://biblio-online.ru/bcode/396720 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://ideabank.narod.ru/6.htm | |||
Э2 | www.socio.ru | |||
Э3 | www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov | |||
Э4 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э5 | Курс в Moodl: «Социология духовной жизни» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |