МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 60 60 60 60
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доц., Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пропедевтика (введение в арт-дизайн)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является создание у студента широких знаний в области практических навыков составления и выполнения композиции изделия декоративно-прикладного искусства и переработки данной композиции в проектирование изделия декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
ОПК-2 способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать историю и теорию композиции; выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; исторический опыт развития художественной культуры; знает историю ДПИ и НП; теорию композиции и принципы формообразования в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать концепцию проекта изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умеет проводить анализ аналогов. Сравнить отечественные и зарубежные образцы художественной продукции, давать оценку их эстетического уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства; владеет методом отбора информации, необходимой на различных этапах проектирования изделий ДПИ и НП. Владеет визуальной культурой. Владеет владеет рисунком и умеет использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология композиционных средств и их взаимодействие
1.1. Цвет в композиции. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Выполнить упражнение на колористическую организацию орнаментальных форм композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Цвет в формальной композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Выполнить композицию на создание художественного образа живописными средствами Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Живописные ассоциации Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Выполнить композицию на ассоциации, связанные с образом техники Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Лирика в композиции Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Выполнить композицию на создание образа, связанного с образом лирики Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации
2.1. Графический дизайн и композиция Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Составить эскизы композиций из первичных графических элементов (точка, линия, пятно). Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Свойства и законы композиции (ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, тождество) Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Разработка эскиза композиции с применением взаимосвязи закона доминанты через средство гармонизации художественной формы – композиционный центр, с принципами формирования «главного» в объектах проектирования Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Закон целостности Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Выполнить композицию на целостность композиционной структуры Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Закон равновесия Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Выполнить композицию на симметрию, статику, устойчивое равновесие Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Закон типизации Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Выполнить композицию на нюанс, тождество и ритм Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.11. Закон контрастов Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.12. Выполнить композиции на контраст визуального движения формы – статику и динамику плоскостей, упражнения на контраст цвета на плоскости и объёме, контрасты размера, массы, характера форм и т.д Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.13. Виды пространственных форм Практические 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.14. Выполнение моно- и полицентрические композиции Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные представления о знакообразовании
3.1. Понятие знака и виды знаков Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Выполнение композиции на разработку различных видов знака Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Стилизованный объект как иконический знак Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Выполнение композиции на создание знака-символа Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Формальное представление рекламного буклета (знак-индекс) Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Выполнение композиции на создание знака-индекса Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Стилизованный объект как иконический знак
4.1. Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Изучение манеры стилизации известных художников Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Виды стилизации Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Составление таблицы по видам стилизации Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Передача эмоционального состояния через растительные формы. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.6. Стилизация растительных элементов Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.7. Стилизация растений и животных. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.8. Стилизация животных Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Образная выразительность как основная задача композиции
5.1. Понятие образной выразительности. Средства выразительности Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Визуализация вербальной информации Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Создание композиции с использованием приемов художественной выразительности (изобразительно-выразительные средства): стилизация, трансформация, типизация, схематизация,агглютинация, и др. Практические 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Создание композиции с использование тропов в визуальных сообщениях:метафора, метонимия, гипербола, литота, сравнение, аллегория, олицетворение, ирония. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Вариативность и дублирование образа как средство выразительности Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.6. Создание композиции с использованием пиктограммы Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Пропедевтика изделий декоративно-прикладного искусства
6.1. Композиционная разработка геометрического орнамента Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.2. Композиционная разработка растительного орнамента Лекции 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.3. Композиционная разработка зооморфного орнамента Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
6.4. Композиционная разработка комбинированного орнамента Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Формальное представление рекламного буклета по декоративно-прикладному искусству
7.1. Формальное представление рекламного буклета как упражнение на знак-индекс. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.2. Изучение аналогов Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.3. Композиционные принципы создания буклета. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.4. Разработка эскизов буклета по декоративно-прикладному искусству. Конструкция складывания. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.5. Средства выразительности в шрифтовой композиции Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.6. Взаимосвязь всех средств композиции в разработке буклета Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
7.7. Экзамен 1 27 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: учебное пособие: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова, Лариса Владимировна Общие закономерности композиции в дизайн-образовании: учеб. пособие // ЭБС АлтГУ Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казарина Т. Ю. Пропедевтика: практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотечная система учебной и научной литературы www.Ibooks.ru
Э4 Электронная библиотека диссертаций (РГБ) diss.rsl.ru
Э5 Эл. курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.