Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Перевод и переводоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_ПиП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: - Формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах экономики, усвоения ее понятийного аппарата; - Умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций; - Выработка навыков общего анализа основных экономических процессов на микро-, макро-уровнях; - Формирование представлений обучающихся об основах, целях, роли предпринимательской деятельности в современной экономике, ее экономической, социальной, технологической составляющих; - Определение роли государства в развитии национальной экономики, в частности направления стимулирования, обеспечения стабильных условий предпринимательской деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимать их значение для будущей профессиональной деятельности |
ПК-15 | владением международным этикетом и правилами поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода (сопровождение туристической группы, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений и их экономические интересы; и ее роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы; сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов. Знать связи экономики и политики, культуры. Основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности , и их взаимосвязь с возможностью устного перевода в различных ситуациях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства), осуществлен6ии необходимых расчетов по их обоснованию.Оценивать культурные аспекты экономического развития Выбирать переводческую стратегию на основе понятийного аппарата экономических законов и правил. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов бизнес-проектов в области социального предпринимательства. Применять экономику к анализу проблем культуры. Свободного использования изученных экономических терминов и понятий в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экономику | ||||||
1.1. | Экономика как система и как наука. Потребности и ресурсы, их виды. Проблема выбора в экономике. Цели экономического развития. Типы хозяйственных систем, их характеристика. Собственность и ее виды. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Рыночная экономика как система, ее субъекты и их интересы. Виды рынков, их взаимосвязь. Деньги, их сущность и функции. Конкуренция, ее сущность, виды и ее роль в экономике. Дефекты рыночной системы. Монополия и ее последствия. Государство в экономике - причины вмешательства. Хозяйственные системы стран их специфика. | Практические | 4 | 4 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Структура экономики как системы. Этапы развития экономических систем. Цели экономического развития. Связи экономики, политики, социальной и духовной сфер. Эволюция рыночной экономики. Типы хозяйственных систем, критерии их классификации. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основы экономического поведения участников хозяйственной деятельности | ||||||
2.1. | Рынок благ, его участники и основные характеристики. Цена товара. Спрос и предложение как факторы ценообразования. Государство на рынке благ. Основы потребительского поведения домашних хозяйств. Фирма как субъект экономики,ее цели. Виды фирм. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Типы рыночных структур. Монополия, ее виды и антимонопольное регулирование. Рынок труда. Заработная плата и ее виды и факторы изменения. Рынок капитала. Процентная ставка, ее виды и факторы изменения Рынок земли. Рента, ее виды. Доходы домашних хозяйств и их распределение. Дифференциация доходов, ее показатели и факторы. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Рынок. Спрос и предложение. Факторы изменения спроса и предложения, их влияние на цены товаров. Эластичность спроса. Фирма. Издержки и их виды. Выручка и прибыль. Источники прибыли. Рынок труда. Заработная плата. Рынок капитала. Ссудный процент. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. | Практические | 4 | 4 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и ее влияние на выручку продавцов. Выручка, издержки и прибыль фирм. Рынок труда,его виды. Заработная плата. Факторы изменения заработной платы. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Бедность и способы борьбы с ней. Внешние эффекты и общественные блага. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Основы функционирования национальной экономики | ||||||
3.1. | Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические проблемы. Безработица ее виды и последствия. Инфляция и ее виды и последствия. Экономические циклы, их виды и фазы. Платежный баланс, его состояние. Равновесие в макроэкономике - общий подход. Инвестиции, их виды. Стабилизационная политика государства. Цели, инструменты, модели и проблемы государственного регулирования. Основы денежно-кредитной и финансовой политики. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Основные макроэкономические проблемы, пути их решения. Проблемы экономики РФ. Деньги и денежное обращение. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Финансовая политика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Миграция капитала и рабочей силы.Платежный баланс. Валютный курс, факторы его измененния. | Практические | 4 | 4 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Стабилизационная политика государства. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс, факторы его изменения. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Основы предпринимательской деятельности. | ||||||
4.1. | Понятие предпринимательской деятельности, ее специфика. Направления и сферы предпринимательской деятельности. Виды бизнеса. Социальное предпринимательство. Функции предпринимательской деятельности в экономике. Организационные формы бизнеса. Цели предпринимательской деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности, ее показатели и пути повышения. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства, ее цели и инструменты (федеральные и региональный аспекты). Маркетинг в деятельности предприятий. Роль менеджмента в развитии фирмы. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Бизнес-проект, его содержание и этапы разработки. Участники и ресурсы бизнес-проекта. Планирование предпринимательской деятельности. Механизмы государственной поддержки предпринимательства. Бизнес-идея в сфере социального предпринимательства, ее обоснование и разработка. Поддержка социального предпринимательства, ее инструменты на федеральном и региональном уровне. | Практические | 4 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Предпринимательская деятельность, ее экономические и социальные аспекты. Поиск бизнес-идеи в сфере социального предпринимательства на основе маркетинговых оценок. Предварительное экономическое обоснование бизнес-проекта. Выбор и расчет основных показателей бизнес проекта. | Сам. работа | 4 | 30 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Я. Иохин | Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F |
Л1.2 | Николаева И.П. | Экономическая теория: учебник для бакалавров | М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рыбина З.В. | Экономика: учебное пособие | М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. В. Коршунов | Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2 |
Л2.3 | Гребенников П. И. | Экономика : учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба г8осударственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Международный валютный фонд- | http: //www.imf.org | ||
Э4 | Организация экономического сотрудничества и развития- | http: // www.oecd.org | ||
Э5 | Мировой банк – | http: // www.world-bank.org | ||
Э6 | Курс в Moodle "Экономика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме. |