МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория организации и организационное поведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Акимочкина Т.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория организации и организационное поведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» является овладение современными концепциями управления организацией, формирование системы знаний о поведении личности в организации, мотивации и результативности организации, групповом поведении в организации,организационных изменениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы организации и организационного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.демонстрировать глубокие теоретические знания, связанные с основными процессами управления и развитием организации, подразделения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами эффективно работать индивидуально, в качестве члена команд , обладая навыками публичных деловых и научных коммуникаций, а также руководить командой, подразделением, предприятием, организацией, эффективно используя современные подходы управления персоналом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация как социально-экономическая система Лекции 1 0 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Организация как социально-экономическая система Практические 1 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Организация как социально-экономическая система Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Система законов организации Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Система законов организации Практические 1 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Система законов организации Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Организационные структуры и организационное проектирование Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Организационные структуры и организационное проектирование Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Организационные структуры и организационное проектирование Сам. работа 1 15 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Основные теории и концепции организационного поведения Лекции 1 0 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Основные теории и концепции организационного поведения Практические 1 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Основные теории и концепции организационного поведения Сам. работа 1 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Личность и организация: теории поведения личности. Лекции 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Личность и организация: теории поведения личности. Практические 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Личность и организация: теории поведения личности. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Формирование группового поведе- ния и лидерство в организации. Лекции 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.17. Формирование группового поведе- ния и лидерство в организации. Практические 1 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.18. Формирование группового поведе- ния и лидерство в организации. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.19. Управление поведением в организа- ции и формирование поведения индивида. Лекции 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.20. Управление поведением в организа- ции и формирование поведения индивида. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.21. Управление поведением в организа- ции и формирование поведения индивида. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.22. Организационные измененения и инновационные преобразования Лекции 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.23. Организационные измененения и инновационные преобразования Практические 1 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.24. Организационные измененения и инновационные преобразования Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.25. Экзамен 1 9 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Современные определения организации.
2. Популяционно-экологическая модель организации: представители, основные
положения и ограничения модели.
3. Модель зависимости от ресурсов: основные положения, отличия от
популяционно-экологического подхода, ограничения.
4. Институциональная модель организации: представители, основные положения.
5. Модель рациональной случайности (ситуационная теория).
6. Модель трансакционных издержек Оливера Вильямсона.
7. Связь оргпроектирования со стратегическим планированием. Цели и задачи
проектирования организации.
8. Структура организации: понятие, функции. Симптомы структурного
несоответствия.
9. Механизмы вертикальной интеграции организации.
10. Механизмы горизонтальной интеграции организации.
11. Структурные характеристики организации.
12. Контекстные характеристики организации.
13. Цели организации как системообразующий элемент. Характеристики целей.
Функции целей. Иерархия целей организации.
14. Внешняя среда организации: аналитические переменные.
15. Технология как структурообразующий фактор: понятие, классификация,
характеристика.
16. Организационная культура: определение, функции, типы.
17. Жизненный цикл организации, характеристика этапов.
18. Понятие эффективности организации.
19. Функциональная структура: основные параметры, условия применения.
20. Дивизиональная структура: основные параметры, условия применения.
21. Матричная структура: основные параметры, условия применения.
22. Сетевые и виртуальные организации: характеристика структуры.
23. Механистическая и органическая типы оргструктур: условия эффективности.
24. Процесс исторического эволюционирования организационных структур.
25. Влияние целей и стратегии на структуру организации. Влияние
стратегического выбора на структуру организации.
26. Размер организации и ее структура.
27. Методы исследования внешней среды организации.
28. Влияние окружающей среды на организацию.
29. Зависимость организационной структуры от этапа жизненного цикла
организации.
30. Зависимость организационной структуры от организационной культуры.
31. Методы организационного проектирования: анализ документов,
диагностическое интервью, метод аналогий, синектика, метод сценариев.
32. Методы организационного проектирования: экспертно-аналитические методы:
номинальных групп, дельфи. Метод структуризации целей (дерево целей).
33. Методология системного анализа.
34. Использование органиграмм и карт (матриц) распределения прав и
ответственности между подразделениями и должностями.
35. Удовлетворенность как показатель интегрированности организации.
Исследование удовлетворенности сотрудников.
36. Индивидуально-психологические регуляторы поведения индивида в
организации: ценности и установки личности; черты личности: локус контроля,
«большая пятерка».
37. Мотивация как регулятор индивидуального организационного поведения.
38. Мотивационный потенциал рабочего места. Значение изучения МПРМ;
методика.
39. Оценивание выполнения работы как способ управления поведением индивида
в организации.
40. Обратная связь как средство управления поведением индивида в организации.
41. Вознаграждение работников как способ управления организационным
поведением индивидов.
42. Возникновение и развитие группы в организации.
43. Структурные характеристики группы: формальная и неформальная структура,
их функции; коммуникативная структура и ее исследование.
44. Групповые нормы: определение понятия, образование, характеристика
групповых норм, функции в групповом процессе.
45. Способы изменения групповых норм.
46. Процесс группового принятия решения.
47. Организационное изменение: понятие, типы.
48. Типы инновационного поведения в организации.
49. Причины сопротивления. Виды барьеров: организационно-психологические,
социально-психологические.
50. Пути преодоления сопротивления нововведениям. Управление
сопротивлением через организационное развитие
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Р. Гордон и Д. Хауелом – основатели дисциплины ОП.
2. Ф. Лютенс – автор первого учебника по ОП.
3. Возникновение термина «поведение».
4. Современные проблемы в ОП.
5. Теории поведения личности:
− теории типов;
− теории черт;
− психодинамические и психоаналитические теории;
− бихевиоризм;
− гуманизм;
− теория социального научения;
− ситуационизм;
− интеракционизм.
6. Концепции развития личности:
− по этапам (стадиям) – З. Фрейд;
− как смена кризисов психосоциальной идентичности – Э. Эрик-
сон;
− как реализация потребности в самоактуализации – А. Маслоу,
К.Роджерс;
− как периодизация умственного развития – Ж. Пиаже;
− как развитие интенций (намерений, целей) и способности само-
стоятельно делать осознанный выбор – Ш. Бюлер;
− как процесс вхождения и интеграции с социальной средой – А.В.
Петровский;
− как становление человеческой субъективности через рефлексию –
20
В.И. Слободчиков.
7. Роли в группе.
8. Командные роли – модель Р.Белбина.
9. Управление межгрупповыми конфликтами.
10. Современные оценки феномена лидерства.
11. Делегирование полномочий.
12. Концепция стилей руководства Врума–Йеттона.
13. Женский подход к лидерству.
14. Окна Джогари.
15. Повышение уровня коммуникативной компетенции.
16. Устные презентации.
17. Письменные презентации.
18. Понятие и законы управления.
19. Принципы управления.
20. Концепция обучающейся организации и факторы и проявления ее
поведения.
21. Деловая карьера и ее виды.
22. Модели карьерных процессов.
23. Должностные перемещения работников.
24. Индивидуальное планирование карьеры.
25. Подбор, обучение и аттестация персонала.
26. Фирменный стиль одежды.
27. Этика организации.
28. Коммуникационные различия.
29. Оценка работы, выполняемой за рубежом.
30. Особенности формирования организационной культуры российских
компаний.
14. Дилеммы профессиональной морали.
5.3. Фонд оценочных средств
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латфуллин Г. Р., Громова О. Н., Райченко А. В. Теория организации и организационное поведение: учеб. для магистров М.: Юрайт, 2014
Л1.2 Бардасова Э. В., Сергеева Е. А. Теория организации и организационное поведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258721
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латфуллин Г.Р. - Отв. ред., Громова О.Н. - Отв. ред., Райченко А.В. - Отв. ред. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/649FC5B3-BF6A-4198-8504-8A3F18196C01
Л2.2 Попова Е.П., Решетникова К.В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/431B8FE5-0C37-4AE0-89DD-D8F221A51702
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Теория организации и организационное поведение" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1889
6.3. Перечень программного обеспечения
4.www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
5.http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия.
Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по теории организации и организационного поведения, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа студента, которая помимо подготовки к практическим занятиям, предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.