Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.псхн., профессор Каширский Д.В.
1.1. | Цель: Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности. Задачии: 1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии. 2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения. 3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения. 4. Формировать интерес к практической деятельности психолога. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-11 | способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Подростковая девиантность: общее представление и основные понятия | ||||||
1.1. | Общее представление о нормативности/ненормативности поведения. Виды социально негативного поведения. Определения девиантного (отклоняющегося) поведения | Лекции | 7 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Общие и частные причины отклоняющегося поведения. Типично подростковые девиации и особенности личности девиантных подростков. Динамика девиантности | Практические | 7 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Социопатическая система убеждений и девиантные стратегии отношений | Практические | 7 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2 |
1.4. | Мотивационные цели отклоняющегося поведения | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения | ||||||
2.1. | Теория аномии. Теория клеймения | Лекции | 7 | 2 | ||
2.2. | Теория пониженного самоуважения Г. Кэплана. Теория социализации | Практические | 7 | 2 | ||
2.3. | Теория социальной компетентности | Сам. работа | 7 | 6 | ||
Раздел 3. Кризисно-деформированное развитие идентичности, психопатологии и подростковая девиантность | ||||||
3.1. | Структурно-содержательные кризисы идентичности | Лекции | 7 | 2 | ||
3.2. | Кризисы и деформации идентичности: мазохизм, эгоцентризм и маргинальность | Практические | 7 | 2 | ||
3.3. | Психические расстройства и подростковая девиантность | Сам. работа | 7 | 6 | ||
Раздел 4. Личность подростка и девиантное поведение | ||||||
4.1. | Общая характеристика подросткового возраста | Лекции | 7 | 1 | ||
4.2. | Объективные сложности подросткового возраста | Практические | 7 | 2 | ||
4.3. | Характерологические особенности подростков | Сам. работа | 7 | 6 | ||
Раздел 5. Феномен детской агрессивности как социально- психологическая проблема | ||||||
5.1. | Понятие агрессивности в современной психологии. Основные теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведения | Лекции | 7 | 1 | ||
5.2. | Психологическая характеристика детской агрессивности. Агрессивное поведение как вид девиантного поведения. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения в детском возрасте | Практические | 7 | 2 | ||
5.3. | Агрессивное поведение как проявление школьной дезадаптации | Сам. работа | 7 | 8 | ||
Раздел 6. Правонарушения, алкоголизм, наркомания как виды социально негативного поведения подростков | ||||||
6.1. | Противоправное поведение как вид социально опасного поведения | Лекции | 7 | 1 | ||
6.2. | Сущность, причины и особенности подросткового воровства | Практические | 7 | 1 | ||
6.3. | Алкоголизм как вид подростковой девиантности | Практические | 7 | 1 | ||
6.4. | Причины и сущность наркотической зависимости | Практические | 7 | 1 | ||
6.5. | Системный и факторный подход к подростковой наркомании | Сам. работа | 7 | 8 | ||
Раздел 7. Суицид как проявление подростковой деструктивности | ||||||
7.1. | Определение и основные характеристики суицида как вида социально негативного поведения | Лекции | 7 | 1 | ||
7.2. | Проблема подросткового суицида | Практические | 7 | 1 | ||
7.3. | Психологическая помощь в случаях суицидально ориентированного поведения | Сам. работа | 7 | 8 | ||
Раздел 8. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков | ||||||
8.1. | Семейные дисфункции и проблемные дети | Лекции | 7 | 1 | ||
8.2. | Ребенок в «алкогольной» семье | Практические | 7 | 1 | ||
8.3. | Семья и наркозависимость подростков | Сам. работа | 7 | 6 | ||
Раздел 9. Самоорганизация времени жизни и подростковая девиантность | ||||||
9.1. | Общефилософские и педагогические подходы к организации времени жизни | Лекции | 7 | 1 | ||
9.2. | Психологические подходы к проблеме самоорганизации времени жизни | Практические | 7 | 1 | ||
9.3. | Использование личностью свободного времени | Сам. работа | 7 | 6 | ||
Раздел 10. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения подростков | ||||||
10.1. | Общие подходы и пути в работе с подростковой девиантностью | Лекции | 7 | 1 | ||
10.2. | Профилактика и конструктивное разрешение кризисных ситуаций | Практические | 7 | 1 | ||
10.3. | Способы и методы психокоррекционного воздействия | Сам. работа | 7 | 8 | ||
Раздел 11. Цифровые аддикции и изменения личности подростка | ||||||
11.1. | Онлайн-коммуникация | Лекции | 7 | 1 | ||
11.2. | Специфика интернет-зависимости | Практические | 7 | 1 | ||
11.3. | Игровая зависимость | Сам. работа | 7 | 8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения. 2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии. 3. Раскрыть типы девиантного поведения. 4. Дать характеристику форм девиантного поведения. 5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних. 6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. 7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних. 8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Отсутствуют |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белинская Е.П. | Социальная психология личности: Учебное пособие | Издательский центр «Академия», 2009 | |
Л1.2 | Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. | Социальная психология личности : учебное пособие | Академия , 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Швандерова А.Р. | Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. | Ростов н/Д, 2010 | |
Л2.2 | Погодин И.А. | Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие | М:Флинта, 2011 | |
Л2.3 | Швандерова А.Р. | Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат | , 2010 | |
Л2.4 | Букреев В.И. | Человек агрессивный : Лань | , 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | |||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | |||
Э3 | Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов). В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. |