МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.псхн., профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.псхн., профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
Помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы девиантного поведения личности.
Задачии:
1. Раскрыть понятия по проблеме нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии.
2. Рассмотреть социальные и психологические причины, виды и формы девиантного поведения.
3. Дать общие знания по оказанию социально-психологической помощи в отношении отдельных видов девиантного поведения.
4. Формировать интерес к практической деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-психологические проблемы личности с нарушениями в психическом развитии и отклонениями в социальном и личностном статусе.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять причины девиантного поведения, анализировать поведение человека на уровне норм поведения, а также осуществлять диагностику психических состояний, оценивать эффективность психопрофилактических и коррекционных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками в диагностике девиантных форм поведения, анализом полученных данных, навыками в разработке психопрофилактических и коррекционных программ девиантных форм поведения, а также методами психологической поддержки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подростковая девиантность: общее представление и основные понятия
1.1. Общее представление о нормативности/ненормативности поведения. Виды социально негативного поведения. Определения девиантного (отклоняющегося) поведения Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Общие и частные причины отклоняющегося поведения. Типично подростковые девиации и особенности личности девиантных подростков. Динамика девиантности Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Социопатическая система убеждений и девиантные стратегии отношений Практические 7 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.4. Мотивационные цели отклоняющегося поведения Сам. работа 7 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
2.1. Теория аномии. Теория клеймения Лекции 7 2
2.2. Теория пониженного самоуважения Г. Кэплана. Теория социализации Практические 7 2
2.3. Теория социальной компетентности Сам. работа 7 6
Раздел 3. Кризисно-деформированное развитие идентичности, психопатологии и подростковая девиантность
3.1. Структурно-содержательные кризисы идентичности Лекции 7 2
3.2. Кризисы и деформации идентичности: мазохизм, эгоцентризм и маргинальность Практические 7 2
3.3. Психические расстройства и подростковая девиантность Сам. работа 7 6
Раздел 4. Личность подростка и девиантное поведение
4.1. Общая характеристика подросткового возраста Лекции 7 1
4.2. Объективные сложности подросткового возраста Практические 7 2
4.3. Характерологические особенности подростков Сам. работа 7 6
Раздел 5. Феномен детской агрессивности как социально- психологическая проблема
5.1. Понятие агрессивности в современной психологии. Основные теоретические концепции, объясняющие природу агрессивного поведения Лекции 7 1
5.2. Психологическая характеристика детской агрессивности. Агрессивное поведение как вид девиантного поведения. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения в детском возрасте Практические 7 2
5.3. Агрессивное поведение как проявление школьной дезадаптации Сам. работа 7 8
Раздел 6. Правонарушения, алкоголизм, наркомания как виды социально негативного поведения подростков
6.1. Противоправное поведение как вид социально опасного поведения Лекции 7 1
6.2. Сущность, причины и особенности подросткового воровства Практические 7 1
6.3. Алкоголизм как вид подростковой девиантности Практические 7 1
6.4. Причины и сущность наркотической зависимости Практические 7 1
6.5. Системный и факторный подход к подростковой наркомании Сам. работа 7 8
Раздел 7. Суицид как проявление подростковой деструктивности
7.1. Определение и основные характеристики суицида как вида социально негативного поведения Лекции 7 1
7.2. Проблема подросткового суицида Практические 7 1
7.3. Психологическая помощь в случаях суицидально ориентированного поведения Сам. работа 7 8
Раздел 8. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков
8.1. Семейные дисфункции и проблемные дети Лекции 7 1
8.2. Ребенок в «алкогольной» семье Практические 7 1
8.3. Семья и наркозависимость подростков Сам. работа 7 6
Раздел 9. Самоорганизация времени жизни и подростковая девиантность
9.1. Общефилософские и педагогические подходы к организации времени жизни Лекции 7 1
9.2. Психологические подходы к проблеме самоорганизации времени жизни Практические 7 1
9.3. Использование личностью свободного времени Сам. работа 7 6
Раздел 10. Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения подростков
10.1. Общие подходы и пути в работе с подростковой девиантностью Лекции 7 1
10.2. Профилактика и конструктивное разрешение кризисных ситуаций Практические 7 1
10.3. Способы и методы психокоррекционного воздействия Сам. работа 7 8
Раздел 11. Цифровые аддикции и изменения личности подростка
11.1. Онлайн-коммуникация Лекции 7 1
11.2. Специфика интернет-зависимости Практические 7 1
11.3. Игровая зависимость Сам. работа 7 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к объяснению причин девиантного поведения.
2. Раскрыть понятия «норма» и «патология» в социальных науках, медицине, психологии.
3. Раскрыть типы девиантного поведения.
4. Дать характеристику форм девиантного поведения.
5. Роль психобиологических предпосылок в формировании асоциального поведения несовершеннолетних.
6. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.
7. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних.
8. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие Издательский центр «Академия», 2009
Л1.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Швандерова А.Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореферат дис. … канд. социол. Наук: 22.00.04 Швандерова А.Р. Ростов н/Д, 2010
Л2.2 Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологичесеие аспекты: учебное пособие М:Флинта, 2011
Л2.3 Швандерова А.Р. Абберантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодёжи в условиях общества риска:: автореферат , 2010
Л2.4 Букреев В.И. Человек агрессивный : Лань , 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Курс в Moodle "Психология девиантного поведения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.