МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы профориентологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 124
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 4 6 4
Практические 10 8 10 8
Сам. работа 124 56 124 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 72 144 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы профориентологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к. психол. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к. психол. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс знакомит с основами профессиоведения, дает представление о психологии самоопределяющейся личности в профессии, рассматривает основные направления психологического сопровождения профессионального развития личности (информирование, диагностика, консультирование, отбор, адаптация и реабилитация).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и практические основы профессиографии и выбора профессии, проблематику профессионального самоопределения, особенности формирования и развития профессиоведической компетентности личности, психотехнические основы профессионального ориентирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.обеспечивать психологически компетентное сопровождение профессионального выбора и оказывать психологическую помощь на разных этапах профессионального развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.психотехникой профессиональной ориентации, видами. схемами и методами построения профессиограмм и психограмм, методами оценки и диагностики профессиографических компетенций личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в профориентологию.
1.1. Историография предмета изучения, цели и задачи, основные разделы, парадигмы и методы. Лекции 4 1 ОК-6 Л1.6, Л1.3
1.2. Нормативная база: Международная конвенция профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в области развития людских ресурсов. Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.1
Раздел 2. Психология и выбор профессии.
2.1. Типы, классы, отделы и группы профессий. Психологическая классификация профессий. Практические 4 1 ОК-6 Л1.1
2.2. Понятие и теории профессионального выбора. Практические 4 1 ОК-6 Л1.1, Л2.10
2.3. Профессиональное самоопределение: характеристики профессиональной направленности и профессиональных интересов, профессиональная мотивация и группы мотивов. Лекции 4 1 ОК-6 Л1.6, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Профессиография и психография.
3.1. Метод профессиографии, принципы и виды профессиографии. Понятие профессиограммы, типы профессограмм, содержание, структура и схемы профессиографирования. Практические 4 1 ОК-6 Л1.3, Л2.2, Л2.6
3.2. Метод психографии, принципы и виды психограмм. Исследовательский дизайн в психографии. Практические 4 1 ОК-6 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.
4.1. Профессионально-важные качества, компетентности и компетенции личности в профессии. Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.7, Л1.5
4.2. Дифференциальная и типологическая диагностика в профотборе. Лекции 4 1 ОК-6 Л1.5, Л3.2
4.3. Возрастные и гендерные аспекты профессиональной деятельности. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.5
4.4. Стили профессиональной деятельности и профессионально-личностный психотип. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.5
4.5. Психологические особенности профессий. Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.5, Л2.1
Раздел 5. Практикум по профориентации.
5.1. Система профориентации: средства, методы, приемы, критерии эффективности. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.4, Л2.11, Л2.4
5.2. Модели профориентационной работы. Основы профориентационной работы в школе. Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. Сам. работа 4 6 ОК-6 Л1.4, Л2.13, Л2.14
5.3. Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. Практические 4 2 ОК-6 Л1.4, Л2.9, Л3.1
Раздел 6. Планирование и развитие карьеры.
6.1. Этапы профессионализации. Сам. работа 4 2 ОК-6 Л1.2, Л2.6
6.2. Профессиональные установки и профессиональные планы. Практические 4 1 ОК-6
6.3. Профессиональная адаптация и профессиональные кризисы. Лекции 4 1 ОК-6
6.4. Профессиональная деформация, маргинализм и деструкции. Практические 4 1 ОК-6 Л2.5
Раздел 7. Психологическое сопровождение в профориентологии.
7.1. Методы просвещения и информирования. Сам. работа 4 6 ОК-6
7.2. Методы диагностики и консультирования. Сам. работа 4 10 ОК-6 Л2.12, Л3.1, Л2.3, Л2.4
7.3. Методы отбора и подбора кадров. Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.8, Л2.9
7.4. Методы адаптации и реабилитации в работе с персоналом. Сам. работа 4 6 ОК-6 Л2.8, Л2.9, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету.

1. Предмет профориентологии, цели и задачи.
2. Разделы профориентологии, научная база.
3. Нормативная база профориентологии.
4. Понятие профессионального выбора и проблема выбора профессии.
5. Психологическая классификация профессий.
6. Направления психологического сопровождения профессионального развития личности.
7. Дифференцированное профессографирование. Психологические особенности профессий.
8. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.
9. Дифференциальная и типологическая профдиагностика.
10. Профессионально-личностный психотип личности.
11. Стили профессиональной деятельности.
12. Профессиональные компетентности и компетенции личности.
13. Исследовательский дизайн в профессиографии.
14. Оценка и оценивание в профессиональной деятельности.
15. Этапы профессионализации.
16. Типы профессиональных планов.
17. Планирование и развитие карьеры.
18. Профессиональное резюме.
19. Метод профессиографии, типы профессиограмм.
20. Метод психографии, типы психограмм.
21. Профессиональное самоопределение личности.
22. Субъекты профессионального самоопределения.
23. Конфликты профессионального самоопределения.
24. Возрастные особенности профессионального самоопределения.
25. Условия успешного профессионального самоопределения.
26. Ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения.
27. Методы активизации профессионального самоопределения.
28. Понятие, цели и задачи профориентационной работы.
29. Формы и методы профориентационной работы.
30. Группы профориентационных методов и виды профконсультаций.
31. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора.
32. Критерии успешности профориентационной деятельности.
33. Этические проблемы деятельности профконсультанта.
34. Профессиональная адаптация и профессиональные кризисы.
35. Профессиональная деформация, маргинализм и деструкции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов:
1. Психология профессионального и личностного самоопределения.
2. Мотивация профессиональной деятельности.
3. Психология становления профессионализма.
4. Психология профессиональной некомпетентности и сверхкомпетентности.
5. Профессиональные кризисы.
6. Социально-психологические сложности профессиональной адаптации.
7. Профессиональная деформация.
8. Профессиональный маргинализм.
9. Гендерные различия в профессиональном самоопределении и профессионализации.
10. Социально-психологические особенности становления профессионализма психолога.
11. Психологические факторы эффективности труда... (по специальности).
13. Условия формирования психологической системы профессиональной деятельности.
14. Психологическое исследование индивидуального стиля профессиональной деятельности... (по специальности).
15. Синдром эмоционального сгорания.
16. Проблема внешних и внутренних профессиональных выборов личности.
17. Методы активизации профессионального самоопределения.
19. Типология методов индивидуального и группового профконсультирования.
20. Психология профессиональной ориентации.
21. Теории современной профориентации и профессионального самоопределения
22. Исследовательский подход к профориентации. Основы профориентационного исследования.
23. Возрастные особенности профессионального самоопределения.
24. Принципы организации профконсультации.
25. Психологические задачи профотбора.
26. Психологические основы профессиографии.
27. Этапы профессионализации.
28. Вопросы психолого-педагогического сопровождения профильной подготовки.
29. Компетентностный подход в профессиографии: компетенции и компетентности.
30. Акмеология качества профессиональной деятельности.
31. Профессиография и психография. Профессиограмма и психограмма.
32. Профессиональная диагностика.
33. Профессиональное консультирование.
34. Профессиональное просвещение.
35. Психологическое описание профессии.
36. Психотехника: история и современность.
37. Профессиональная пригодность.
38. Career Development.
39. Японская и американская модель подбора кадров.
40. Схема профессиографического описания.
41. Профессиональная адаптация.
42. Профотбор и профподбор
43. Личные профессиональные планы и перспективы (ЛПП)
44. Ценностные ориентации как основа планирования профессионального развития
45. Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении. Элиты и псевдо-элиты.
46. Профориентационные мифы.
47. Особенности профессиональной деятельности профконсультанта.
48. Профессиональные деструкции. Пути профилактики и преодоления.
49. Модели профориентационной работы.
50. Профессиональные компетентности, профессиональные и ключевые компетенции личности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ТЕСТ
1 .Избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии - это: а) профессиональная пригодность; б) профессиональное самоопределение; в) профессиональное самосознание. 2. К какому из следующих определений можно отнести такое понятие как «я-образ»: а) профессиональное самоопределение; б) профессиональная пригодность; в) профессиональное самосознание. 3. Утверждение собственной позиции в проблемной ситуации — это: а) самосознание; б) пригодность; в) самоопределение 4. Какие специфические особенности могут эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения: а) особенности возрастного и профессионального развития человека; б) особенности проведения профориентационной и профконсультационной работы; в) высокий уровень самосознания. 5. Нахождение самобытного образа Я, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей - это: а) профессиональное самоопределение; б) профессиональное самосознание; в) личностное самоопределение; г) жизненное самоопределение. 6. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности - это: а) профессиональное самоопределение; б) профессиональное самосознание; в) профессиональная пригодность. 7. Что является ядром профессионального самоопределения? а) зрелость личности; б) самореализация и самоактуализация; в) учет своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально- экономических условий при выборе профессии. 8. Продолжите фразу - профессиональное самоопределение осуществляется...: а) при поступлении в профессиональное или высшие учебные заведения; б) в условиях социально-психологической зрелости личности; в) в течение всей профессиональной жизни. 9. Взаимное соответствие данного человека данной профессии - это:
59
а) профессиональная пригодность; б) профессиональное самоопределение; в) профессиональное самосознание. 10. Выберите верное утверждение: а) личностное самоопределение является важной характеристикой социально- психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации; б) отношение к труду, профессиональные интересы, склонности в данной области - данная характеристика относиться к определению профессионального самоопределения; в) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом - творческий уровень самореализации человека. 11 .Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению осуществляется при помощи: а) проведения ряда семинаров и лекций, обеспечивающих высокий уровень самооценки личности; б) проведения развивающей профессиональной консультации; в) взаимодействия психолога и клиента. 12. Выберете качества характерные для профессиональной пригодности: а) гражданские (моральный облик); навыки, привычки, знания, опыт б) отношение к труду, профессиональные интересы, склонности в данной области; в) физическая и умственная дееспособность; единичные, частные специальные способности; г) все варианты. 13. Выбор и реализация человеком тех или иных социальных ролей, выбор стиля жизни и самого образа жизни- это: а) личностное самоопределение; б) профессиональная пригодность; в) профессиональное самоопределение; г) жизненное самоопределение. 14. Самоопределение в конкретной трудовой функции, на конкретном трудовом посту, на уровне конкретной трудовой специальности, в конкретной профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение, характеризуют понятие ....: а) профессиональной пригодности; б) профессионального самосознания; в) профессионального самоопределения; г) самореализации личности. 15. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе - одна из характеристик: а) профессиональной пригодности; б) профессионального самосознания; в) профессионального самоопределения. 16. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей - это: а) профессиональная пригодность; б) профессиональное самосознание; в) профессиональное самоопределение. 17. О каком понятии идёт речь - «В тех случаях, когда организм человека, его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления»: а) профессиональная пригодность; б) профессиональное самосознание; в) профессиональное самоопределение. 18. Выберите варианты, которые соответствуют определению профориентации: а) взаимоотношения человека и общества в целом
60
б) удовлетворение потребностей человека в профессиональном самоопределении в) удовлетворение потребностей общества в производстве услуг г) удовлетворение потребностей в обеспечении социально-профессиональной структуре 19. Результат профориентации это: а) появление новой профессии б) сформированность и готовность личности к выбору профессии в) положительное отношение общества к выбранной профессии человека 20. Профориентация состоит: а) теоретическая подготовка б) практическая деятельность в) интеллектуальное развитие личности 21. Профессиональная ориентация как социальное явление зародилась: а) в нач. 19 века б) в 3 тыс. до н.э. (Др. Вавилон) в) в 1575 г. в речах испанского врача 22. Профориенталогия как наука началась изучаться: а) нач. 19 в. б) в кон. 17 в. в) нач. 20 в. 23. Историческая востребованность в профессиональной ориентации как социально психолого педагогической системы появилась: а) в период коренной ломки общественного уклада, в промышленный переворот б) после отмены рабства в Западной Европе в) в постсоветский период (с 1993 г.) 24. Основатель научного учения индивидуального различия людей был: а) Ч. Гальтон б) Парсонс в) Вернадский 25. Основное (первое) учреждение, где исследовались индивидуальные различия личности были: а) исследовательские лаборатории б) бюро в) исследовательские центры при университете 26. Толчок в ускорении развитии профориентологии в нач.20 в. было: а) последствия 1 MB б) последствия 2 MB в) последствия кризиса 30-х г.г. США 27. Развитие профориентологии в России можно считать: а) нач. 20 в. б) нач. 19 в. в) равно с западными странами 28. Выберите тезисы, которые характеризуют профотбор в России в 20-30-е г.г. 20 в. а) у человека существуют изначально природные данные, неизменяющиеся данные б) человек рождается с «чистого листа», возможно стать специалистом любой профессии в) профессиональная динамичность существует 29. К дисциплинам, методам, характеризующие профессиональный отбор можно отнести: а) координация работы по приёму в учебное заведение б) исследование по различным проблемам (творческое развитие личности, личность социальное поведение и др.) в) составление единых тестов практическое воплощение трудовой деятельности 30. Пригодность к обучению определяется: а) общей подготовленностью к обучению в ВУЗе б) особенность характера личности в) состояние здоровья г) материальная обеспеченность д) знакомство в вышестоящими чиновниками в ВУЗе 31. В настоящее время в социально-экономических условиях существует потребность:
61
а) в развитии интеллектуальных особенностей будущего специалиста б) в подготовке конкурентно способных специалистов в) в возможности каждому человеку (гражданину) дать несколько высших образований 32. Главная задача современной школы является: а) подготовка молодого поколения к активному участию в труде б) подготовка к правильному конкурентно способному профессиональному самоопределению в) подготовить к максимальной адаптированности для того, чтобы выпускнику найти хорошо оплачиваемую работу любыми средствами 33. Род трудовой деятельности, являющиеся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, навыков и умений, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю в учебных заведениях, это: а) специальность; б) профессия; в) специализация. 34. Период первичной, амбивалентной оптации: а) дошкольное детство; б) младший школьный возраст; в) подростковый возраст. 35. Специальность, это: а) деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным и источником материальных средств к существованию; б) комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии; в) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях. 36. Инженер, это: а) специальность; б) специализация; в) профессия. 37. Кто из ученых занимался исследованием профессионального самоопределения личности? а) Е.А. Климов; б) Н.С. Пряжников; в) Е.М. Борисова. 38. В каком периоде жизнедеятельности человека осуществляется профессиональное самоопределение? а) в течении всей профессиональной жизни; б) в подростковом возрасте; в) в юношеском возрасте. 39. Представители какого типа профессий умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном непосредственно воспринимаемом ценностном образе? а) «человек-человек»; б) «человек-живая природа»; в) «человек-художественный образ». 40. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является: а) общественным аспектом формирования профессионала; б) личностным аспектом формирования профессионала. 41. Процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда, это: а) профессиональная адаптация; б) профессиональная готовность; в) профессиональная ориентация. 42. Профессиограмма, это: а) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям человека;
62
б) системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимая для данного вида деятельности качеств личности составляющих основу профессиональной пригодности людей. 43. Представители какого типа профессий умеют руководить группами, учить и воспитывать людей того или иного возраста лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей? а) «человек-знаковая система»; б) «человек-человек»; в) «человек-живая природа». 44. Приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций? а) профессионал; б) профессиональная готовность; в) профессионализм. 45. В каком году советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности? а) в 1920 году; б) в 1926 году; в) в 1930 году. 46. Что является важной составляющей профессиограммы: а) профессиография; б) психограмма. 47. Кем было проанализировано дифференцированное профессиографирование? а) 3.3. Кириковой; б) Е.А. Климовым; в) Е.М. Ивановой. 48. Что является главным в области познавательных процессов представителей типа профессий «Человек-человек»? а) душеведческая направленность ума; б) острота зрения; в) острота слуха. 49. Диагностическое профессиографирование проводится в случаях: а) профконсультативной работы с оптантами; б) выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствовании профессиональной деятельности; в) выяснения причин низкой производительности труда неудовлетворительности качества продукции, аварийности и др. 50. В отечественной психологии наибольшую известность получил; психологическая классификация профессий, разработанная: а) В.В. Бажутиным; б) Е.М. Ивановой; в) Е.А. Климовым. 51. Профессиональная консультация, это: а) подготовка молодого человека к трудовой жизни; б) форма профориентации как непосредственная помощь обратившемуся в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом его интересов способностей, призвания и уточнения отсутствия противопоказаний; в) система психолого-педагогических мероприятий, направленных на помощь людям. 52. Сколько типов профессий выделил Е.А. Климов: а) 5 б) 6 в) 8 53. Главным моментом профконсультации является: а) перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по разрешению профессионально обусловленной проблемы к взаимном; принятию решения; б) перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по разрешению профессионально обусловленной проблемы на самостоятельно принятие решений. 54. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся: а) диагностика, интервью, беседа, психобиография, сочинения;
63
б) профориетационные игры, тренинги, психологические практикумы. 55. Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется: а) социальным педагогом; б) психоаналитиком; в) психологом-профконсультантом. 56. Технолог, это: а) профессия; б) специальность. 57. Преодоление внутриличностных конфликтов профессиональной самоопределения возможно путем: а) развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности и др.; б) развитие нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность; в) развития физической силы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.И. Вершинин и др. Основы профориентологии.: учеб. пособие : рек. УМО М.:Академия, 2009
Л1.2 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие М.: Академия, ., 2007
Л1.3 Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика.: учеб. пособие для высшей школы М.: Академ. Проект: Мир, 2008
Л1.4 Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации : учеб. пособие М.: Академический проект, 2007
Л1.5 Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности: учебник Питер, 2008
Л1.6 Пряжников Н.С Профориентология.: Учебник и практикум. М.: Юрайт. , 2018 www.biblio-online.ru/book/EA14315F-5ACB-4410-A1DD-BCFDA162DB11
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб пособие М.: Академический Проект: Мир, 2008
Л2.2 Гарбер, Е.И. Методика профессиографии : учебное пособие Саратов, 2002
Л2.3 Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности : М., Академия, 2004
Л2.4 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: / Под ред. Е.Л. Солдатовой. : Учебное пособие Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004
Л2.5 Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: монография Екатеринбург, 2005
Л2.6 Маркова А.К. Психология профессионализма: М., МГУ, 1996
Л2.7 Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие МПСИ, 2005
Л2.8 Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие М.. Академия, 2001
Л2.9 под ред. В.А. Бодрова Практикум по дифференциальной психодиагностике и профессиональной пригодности : учеб. пособие М.: ПЭР СЭ, 2003
Л2.10 Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала . : М.: Владос-Пресс, 2003
Л2.11 9.Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. : учебник М., МГУ, 1986
Л2.12 Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии : М, МГУ, 1998
Л2.13 Пряжникова Е.Ю. Профориентация.: учеб. пособие: рек. УМО – М.: Академия, 2005
Л2.14 Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : метод.пособие : М.: Академия, 2005, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс- диагностики и профессионального консультирования: СПб.: Речь, 2006
Л3.2 Янова Н.Г. Теория и методы психологической оценки: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы профориентологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Профессиографический тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра
6.4. Перечень информационных справочных систем
№ Наименование ресурса
Краткая характеристика
1 http://www.iqlib.ru Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания
2 http://www.zakonrf.info/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение.
3 Консультант + http://www.consultant.ru/popu lar/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи.
4 «Университетская библиотека- online» www.biblioclub.ru ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистамигуманитариями.
5 www.koob.ru Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др.
6 www.books.ru Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы
7 www.theLib.ru Электронная библиотека – книги по философии, психологии и др. Поиск по авторам и по названию книги.
8 www.psychlib.ru Электронная библиотека – содержит книги по общей психологии, социальной психологии, педагогики, образованию, детской психологии и др.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Важным фактором успешного обучения в высшем учебном заведении является способность самостоятельно приобретать знания. Преподавание курса «Основы профориенталогии» предусматривает управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе ознакомления с основными аспектами данного курса. Самостоятельная работа студента — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата. Одной из форм внеаудиторной работы является: написание рефератов. Представляется целесообразным дифференцировано подойти к изучению различных тем курса. На лекции выносятся наиболее принципиальные, сложные вопросы, подробнее излагается то, что из-за недостатка либо слишком большого объема литературы трудно изучить самостоятельно. Наиболее важные темы рассматриваются и на лекциях, и на семинарских занятиях. По некоторым темам проводятся только семинарские занятия, а отдельные вопросы изучаются самостоятельно.

Самостоятельно готовят студенты доклады по отдельным вопросам, вынесенным на семинарское занятие или лекцию. Готовя доклад, нужно предусмотреть, чтобы это было целостное, логически законченное выступление, рассчитанное максимум на 15—20 мин, содержащее факты, интересные примеры, подтверждающие основные положения. Необходимо интонационно выделить значимые места, сделать акцент на том, что следует записать. Большая часть самостоятельной работы посвящается написанию рефератов, с требованиями к которым также можно ознакомиться ниже. Выполнение всех заданий, вынесенных для самостоятельной работы, внесение в нее творческой инициативы помогает студенту проявить интерес к той или иной проблеме, желание углубиться в ее изучение, что может явиться основой для написания курсовой или дипломной работы. Эффективность самостоятельной работы во многом определяется системой контрольных мероприятий, предусмотренных при изучении курса. Это могут быть экспресс-опросы, проводимые в начале лекции или семинара, письменные домашние или аудиторные контрольные работы различной длительности, тестовые задания по темам, разделам, коллоквиумы, зачет, экзамен. В зависимости от содержания, формы контроля меняется и характер самостоятельной работы. Так, зачет может проводиться в виде устных ответов на заранее предоставленные вопросы по разделам курса или в виде письменной работы, которая может быть, например, представлена в виде тестовых заданий. В зависимости от этого студентам придется по-разному организовать повторение изученного материала: в первом случае — сосредоточиться на конкретных вопросах, во втором — повторить основные положения раздела курса в целом, обращая внимание на важные частности. По дисциплине проводятся практические занятия, включающие подготовку и защиту студентами рефератов, педагогические дискуссии и диалоги, составление понятийного и терминологического словаря; составление таблиц, графическое оформление материала; разработка опорных конспектов по темам.