Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 6 | 4 | 6 |
Практические | 6 | 10 | 6 | 10 |
Сам. работа | 130 | 124 | 130 | 124 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к. психол. н., доцент
1.1. | Курс знакомит с основами профессиоведения, дает представление о психологии самоопределяющейся личности в профессии, рассматривает основные направления психологического сопровождения профессионального развития личности (информирование, диагностика, консультирование, отбор, адаптация и реабилитация). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-33 | способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения |
ПК-34 | способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста |
ПК-36 | способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические и практические основы профессиографии и выбора профессии, проблематику профессионального самоопределения, особенности формирования и развития профессиоведической компетентности личности, психотехнические основы профессионального ориентирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обеспечивать психологически компетентное сопровождение профессионального выбора и оказывать психологическую помощь на разных этапах профессионального развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | психотехникой профессиональной ориентации, видами. схемами и методами построения профессиограмм и психограмм, методами оценки и диагностики профессиографических компетенций личности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в профориентологию. | ||||||
1.1. | Историография предмета изучения, цели и задачи, основные разделы, парадигмы и методы. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-34 | Л1.3 |
1.2. | Нормативная база: Международная конвенция профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в области развития людских ресурсов. Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-36 | Л1.1 |
Раздел 2. Психология и выбор профессии. | ||||||
2.1. | Типы, классы, отделы и группы профессий. Психологическая классификация профессий. | Практические | 4 | 1 | ПК-33, ПК-34, ПК-36 | Л1.3, Л2.3 |
2.2. | Понятие и теории профессионального выбора. | Практические | 4 | 1 | ПК-33, ПК-34, ПК-36 | Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Профессиональное самоопределение: характеристики профессиональной направленности и профессиональных интересов, профессиональная мотивация и группы мотивов. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1 | Л1.3, Л2.4 |
Раздел 3. Профессиография и психография. | ||||||
3.1. | Метод профессиографии, принципы и виды профессиографии. Понятие профессиограммы, типы профессограмм, содержание, структура и схемы профессиографирования. | Практические | 4 | 1 | ПК-36 | Л1.2, Л2.3 |
3.2. | Метод профессиографии, принципы и виды профессиографии. Понятие профессиограммы, типы профессограмм, содержание, структура и схемы профессиографирования. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-36 | Л1.2, Л2.3 |
3.3. | Метод психографии, принципы и виды психограмм. Исследовательский дизайн в психографии. | Практические | 4 | 1 | Л1.2 | |
3.4. | Метод психографии, принципы и виды психограмм. Исследовательский дизайн в психографии. | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2 | |
Раздел 4. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. | ||||||
4.1. | Профессионально-важные качества, компетентности и компетенции личности в профессии. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-33 | Л1.1 |
4.2. | Дифференциальная и типологическая диагностика в профотборе. | Лекции | 4 | 1 | ПК-33, ПК-34, ПК-36 | Л1.3, Л2.2 |
4.3. | Возрастные и гендерные аспекты профессиональной деятельности. | Практические | 4 | 1 | Л2.2 | |
4.4. | Возрастные и гендерные аспекты профессиональной деятельности. | Сам. работа | 4 | 8 | Л2.2 | |
4.5. | Стили профессиональной деятельности и профессионально-личностный психотип. | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-33 | Л1.1 |
4.6. | Стили профессиональной деятельности и профессионально-личностный психотип. | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.1 | |
4.7. | Психологические особенности профессий. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ПК-33, ПК-34 | |
Раздел 5. Практикум по профориентации. | ||||||
5.1. | Система профориентации: средства, методы, приемы, критерии эффективности. | Лекции | 4 | 1 | ПК-33 | Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Модели профориентационной работы. Основы профориентационной работы в школе. Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-33, ПК-34 | Л2.1 |
5.3. | Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. | Практические | 4 | 1 | Л1.3, Л3.1 | |
5.4. | Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.3 | |
Раздел 6. Планирование и развитие карьеры. | ||||||
6.1. | Этапы профессионализации. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-34 | Л1.3 |
6.2. | Профессиональные установки и профессиональные планы. | Практические | 4 | 1 | ПК-34 | Л1.3 |
6.3. | Профессиональные установки и профессиональные планы. | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.3 | |
6.4. | Профессиональная адаптация и профессиональные кризисы. | Лекции | 4 | 1 | ПК-34 | Л1.3 |
6.5. | Профессиональная деформация, маргинализм и деструкции. | Практические | 4 | 2 | ПК-34 | Л1.3 |
6.6. | Профессиональная деформация, маргинализм и деструкции. | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.3 | |
Раздел 7. Психологическое сопровождение в профориентологии. | ||||||
7.1. | Методы просвещения и информирования. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-33 | Л1.2 |
7.2. | Методы диагностики и консультирования. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-33, ПК-34, ПК-36 | Л1.2, Л3.1 |
7.3. | Методы отбора и подбора кадров. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-33, ПК-34, ПК-36 | Л1.2 |
7.4. | Методы адаптации и реабилитации в работе с персоналом. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-34, ПК-36 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету. 1. Предмет профориентологии, цели и задачи. 2. Разделы профориентологии, научная база. 3. Нормативная база профориентологии. 4. Понятие профессионального выбора и проблема выбора профессии. 5. Психологическая классификация профессий. 6. Направления психологического сопровождения профессионального развития личности. 7. Дифференцированное профессографирование. Психологические особенности профессий. 8. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. 9. Дифференциальная и типологическая профдиагностика. 10. Профессионально-личностный психотип личности. 11. Стили профессиональной деятельности. 12. Профессиональные компетентности и компетенции личности. 13. Исследовательский дизайн в профессиографии. 14. Оценка и оценивание в профессиональной деятельности. 15. Этапы профессионализации. 16. Типы профессиональных планов. 17. Планирование и развитие карьеры. 18. Профессиональное резюме. 19. Метод профессиографии, типы профессиограмм. 20. Метод психографии, типы психограмм. 21. Профессиональное самоопределение личности. 22. Субъекты профессионального самоопределения. 23. Конфликты профессионального самоопределения. 24. Возрастные особенности профессионального самоопределения. 25. Условия успешного профессионального самоопределения. 26. Ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения. 27. Методы активизации профессионального самоопределения. 28. Понятие, цели и задачи профориентационной работы. 29. Формы и методы профориентационной работы. 30. Группы профориентационных методов и виды профконсультаций. 31. Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора. 32. Критерии успешности профориентационной деятельности. 33. Этические проблемы деятельности профконсультанта. 34. Профессиональная адаптация и профессиональные кризисы. 35. Профессиональная деформация, маргинализм и деструкции. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тематика рефератов: 1. Психология профессионального и личностного самоопределения. 2. Мотивация профессиональной деятельности. 3. Психология становления профессионализма. 4. Психология профессиональной некомпетентности и сверхкомпетентности. 5. Профессиональные кризисы. 6. Социально-психологические сложности профессиональной адаптации. 7. Профессиональная деформация. 8. Профессиональный маргинализм. 9. Гендерные различия в профессиональном самоопределении и профессионализации. 10. Социально-психологические особенности становления профессионализма психолога. 11. Психологические факторы эффективности труда... (по специальности). 13. Условия формирования психологической системы профессиональной деятельности. 14. Психологическое исследование индивидуального стиля профессиональной деятельности... (по специальности). 15. Синдром эмоционального сгорания. 16. Проблема внешних и внутренних профессиональных выборов личности. 17. Методы активизации профессионального самоопределения. 19. Типология методов индивидуального и группового профконсультирования. 20. Психология профессиональной ориентации. 21. Теории современной профориентации и профессионального самоопределения 22. Исследовательский подход к профориентации. Основы профориентационного исследования. 23. Возрастные особенности профессионального самоопределения. 24. Принципы организации профконсультации. 25. Психологические задачи профотбора. 26. Психологические основы профессиографии. 27. Этапы профессионализации. 28. Вопросы психолого-педагогического сопровождения профильной подготовки. 29. Компетентностный подход в профессиографии: компетенции и компетентности. 30. Акмеология качества профессиональной деятельности. 31. Профессиография и психография. Профессиограмма и психограмма. 32. Профессиональная диагностика. 33. Профессиональное консультирование. 34. Профессиональное просвещение. 35. Психологическое описание профессии. 36. Психотехника: история и современность. 37. Профессиональная пригодность. 38. Career Development. 39. Японская и американская модель подбора кадров. 40. Схема профессиографического описания. 41. Профессиональная адаптация. 42. Профотбор и профподбор 43. Личные профессиональные планы и перспективы (ЛПП) 44. Ценностные ориентации как основа планирования профессионального развития 45. Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении. Элиты и псевдо-элиты. 46. Профориентационные мифы. 47. Особенности профессиональной деятельности профконсультанта. 48. Профессиональные деструкции. Пути профилактики и преодоления. 49. Модели профориентационной работы. 50. Профессиональные компетентности, профессиональные и ключевые компетенции личности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Елисеева Л.Я. | ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Зеер, Э.Ф. | Профориентология: Теория и практика.: учеб. пособие для высшей школы | М.: Академ. Проект: Мир, 2008 | |
Л1.3 | Пряжников Н.С | Профориентология.: Учебник и практикум. | М.: Юрайт. , 2018 | www.biblio-online.ru/book/EA14315F-5ACB-4410-A1DD-BCFDA162DB11 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Волков Б.С. | Основы профессиональной ориентации : учеб. пособие | М.: Академический проект, 2007 | |
Л2.2 | Ильин Е.П. | Дифференциальная психология профессиональной деятельности: учебник | Питер, 2008 | |
Л2.3 | Зеер, Э.Ф. | Психология профессий: учеб пособие | М.: Академический Проект: Мир, 2008 | |
Л2.4 | Климов Е.А. | Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие | М.: Академия, ., 2007 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Теория и методы психологической оценки: учебно-метод.пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Собольников, В. В. Психология профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях : учебное пособие для вузов | ww.biblio-online.ru/book/2AB7C03C-AD11-4A2C-B9F3-2AC6783CEF42 | ||
Э2 | Синякова, М. Г. Педагогическая акмеология: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры | www.biblio-online.ru/book/C0A0470C-63D5-4A66-8367-046B4A6670B0 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Профессиографический тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
№ Наименование ресурса Краткая характеристика 1 http://www.iqlib.ru Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания 2 http://www.zakonrf.info/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение. 3 Консультант + http://www.consultant.ru/popu lar/ Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи. 4 «Университетская библиотека- online» www.biblioclub.ru ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистамигуманитариями. 5 www.koob.ru Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др. 6 www.books.ru Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы 7 www.theLib.ru Электронная библиотека – книги по философии, психологии и др. Поиск по авторам и по названию книги. 8 www.psychlib.ru Электронная библиотека – содержит книги по общей психологии, социальной психологии, педагогики, образованию, детской психологии и др. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Важным фактором успешного обучения в высшем учебном заведении является способность самостоятельно приобретать знания. Преподавание курса «Основы профориенталогии» предусматривает управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе ознакомления с основными аспектами данного курса. Самостоятельная работа студента — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата. Одной из форм внеаудиторной работы является: написание рефератов. Представляется целесообразным дифференцировано подойти к изучению различных тем курса. На лекции выносятся наиболее принципиальные, сложные вопросы, подробнее излагается то, что из-за недостатка либо слишком большого объема литературы трудно изучить самостоятельно. Наиболее важные темы рассматриваются и на лекциях, и на семинарских занятиях. По некоторым темам проводятся только семинарские занятия, а отдельные вопросы изучаются самостоятельно. |