МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория организаций и организационное поведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 24
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 24 24 24 24
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Акимочкина Т.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Теория организаций и организационное поведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков по обеспечению функционирования организаций разных типов в современных рыночных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-3: способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные модели и исследования в области теории организации и организационного поведения;
- определения основных терминов и понятий в теории организаций и организационного поведения;
- общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды;
- основные подходы к проектированию организационных структур разных типов;
- применения управленческих воздействий на основные социальные результаты организации;
- модели поведения работников организации и стимулирующие их факторы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и оценивать состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей;
- выявлять проблемы в структуре организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию;
- диагностировать основные типы организационных культур;
- анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
- анализировать влияние различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности;
- эффективно разрешать конфликтные ситуации;
- разрабатывать алгоритмы организационно-управленческих и экономических решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью разрабатывать эффективные управленческие решения;
- способностью проектировать организационные структуры;
- навыками разработки стратегии организационно-управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория организации
1.1. Теория организации и ее место в системе научных знаний Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.2. Теория организации и ее место в системе научных знаний Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.3. Теория организации и ее место в системе научных знаний Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.4. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.5. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.6. Понятие организации, ее социально-экономическая сущность Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.7. Организация как система Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.8. Организация как система Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.9. Организация как система Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.10. Организация и управление Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.11. Организация и управление Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.12. Организация и управление Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.13. Основополагающие законы и принципы организации Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.14. Основополагающие законы и принципы организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.15. Основополагающие законы и принципы организации Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.16. Управленческие решения в организации Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.17. Управленческие решения в организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.18. Управленческие решения в организации Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.19. Проектирование организационных систем Лекции 4 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.20. Проектирование организационных систем Практические 4 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
1.21. Проектирование организационных систем Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.4
Раздел 2. Организационное поведение
2.1. Теоретические основы организационного поведения Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.2. Теоретические основы организационного поведения Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.3. Теоретические основы организационного поведения Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.4. Личность в организации как субъект поведения Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.5. Личность в организации как субъект поведения Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.6. Личность в организации как субъект поведения Сам. работа 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.7. Группа, ее формирование и развитие Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.8. Группа, ее формирование и развитие Практические 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.9. Группа, ее формирование и развитие Сам. работа 4 1 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.10. Конфликты в организации Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.11. Конфликты в организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.12. Конфликты в организации Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.13. Власть и лидерство в организации Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.14. Власть и лидерство в организации Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.15. Власть и лидерство в организации Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.16. Управление организационными изменениями Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4
2.17. Управление организационными изменениями Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4
2.18. Управление организационными изменениями Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.4
2.19. Организационная культура и методы ее формирования Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4
2.20. Организационная культура и методы ее формирования Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4
2.21. Организационная культура и методы ее формирования Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания

см.приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложения
Приложения
Приложение 1.   ТО мен ОПК-2, ОПК-3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Балашов Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие ИНФРА-М, 2014
Л1.2 Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406644
Л1.3 Семенов А.К., Набоков В.И. Организационное поведение: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2015 https://e.lanbook.com/book/70551
Л1.4 Бардасова Э. В., Сергеева Е. А. Теория организации и организационное поведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258721
Л1.5 Дорофеева Л. И. Организационное поведение: Методическая литература Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=426938
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Спивак Организационное поведение: конспект лекций М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Литвинюк А. А. Организационное поведение: учебное пособие Юрайт-Издат, 2012
Л2.3 Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BE09837E-F224-40CB-8EA5-80E0B33D155C
Л2.4 Шапиро С. А., Иглицкая Е. А. Практикум по дисциплине «Организационное поведение»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=469697
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теория организации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1889
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Основными формами учебных занятий изучения дисциплины являются лекции, семинары и практические занятия.
Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по теории организации и организационного поведения, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа студента, которая помимо подготовки к практическим занятиям, предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.