МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институциональная экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Институциональная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются:
- формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата;
- умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций;
- понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и теоретические основы институционального подхода к изучении) хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек
3.2.Уметь:
3.2.1.обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Предмет и метод
1.1. Введение в курс институциональной экономики Лекции 2 1 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории Практические 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методология и предмет институциональной экономики Сам. работа 2 7 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Два направления институциональных исследований. Определения института, его функции и значение Сам. работа 2 8 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Формальные и неформальные правила, их значения Сам. работа 2 6 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Институцональная среда Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Проблемы развития институтов
2.1. Норма как базовый элемент институтов Лекции 2 1 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Норма как базовый элемент институтов Практические 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений Сам. работа 2 10 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Трансакции и трансакционные издержки Сам. работа 2 8 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Трансакционные издержки как понятие, виды трансакционных издержек, их количественная оценка Сам. работа 2 14 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Трансакционные издержки как объект исследования в разделах экономической теории. Классификация трансакционных издержек. Сам. работа 2 5 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Издержки измерения трансакционных издержек и издержки заключения контракта. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Сам. работа 2 8 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Издержки оппортунистического поведения, их два типа Сам. работа 2 4 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Прикладные аспекты теории
3.1. Теория контрактов Лекции 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Понятия, типы и структура контрактов Практические 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Понятие контракта, его содержание, классический, неоклассической и имплицитный типы контрактов Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. Сам. работа 2 5 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Домашнее хозяйство как институт, его функции и властные отношения в домашнем хозяйстве. Домашнее хозяйство в командной, рыночной и переходной экономиках Сам. работа 2 8 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Изменение институтов во времени: эволюция и революция. Импорт институтов. Сам. работа 2 3 ОК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Зачет 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б. В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/18271D90-9261-4B31-AD9B-03134E3957F0
Л1.2 Сухарев О.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/65A00FE2-C243-4433-8E43-0ABF8E79EE74
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коломак Е. А., Михалёва М. М. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EC1BFEC6-5805-4298-9C52-4CB3EB18EE05
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" http://e.lanbook.com/
Э2 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" http://portal.edu.asu.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
Э4 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru.
Э5 Министерство экономического развития http://www.economy.gov.ru/minec/main
Э6 Курс в Moodle «Институциональная экономика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2705
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК размещен на платформе Moodle