МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этикет в культуре народов мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Т.Г.Гребенникова

Рецензент(ы):
к.и.н., Профессор, А.А. Тишкин

Рабочая программа дисциплины
Этикет в культуре народов мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является знакомство с ролью и значением этикета как части нематериальной культуры людей разных народов мира

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю формирования традиций этикета в различных регионах мира;
- современные традиции этикета у народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать сведения об этикетах в культурах народов мира в исследованиях и профессиональной деятельности по антропологии и этнологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- понятийным аппаратом и методикой изучения традиций этикета в разных этнографических традициях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этикет как часть этнографической традиции. история вопроса
1.1. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение понятия этикет. История этикета. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей. Сам. работа 7 30 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этикет в культурах западной цивилизации
2.1. Классификации культур и этикет в западной культурной традиции. Лекции 7 6 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификации культур и этикет в западной культурной традиции. Практические 7 6 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификации культур и этикет в западной культурной традиции. Сам. работа 7 30 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Этикет в культурах восточных цивилизаций
3.1. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Сам. работа 7 30 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Этикет в культурах народов России
4.1. Особенности этикета в культурах народов России Лекции 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности этикета в культурах народов России Практические 7 4 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Особенности этикета в культурах народов России Сам. работа 7 27 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Особенности поведения различных народов и этикет
5.1. Экзамен 7 27 ОК-2, ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сложение традиций этикета и причины появления различий в поведении различных групп людей.
2. Разделение этикета на «западные» и «восточные» традиции.
3. Специфика традиций этикета у кочевых и оседлых народов.
4. Традиции этикета в странах Западной Европы.
5. Традиции этикета в странах Восточной Европы.
6. Этикет в странах Северной Америки.
7. Этикет в странах Южной Америки.
8. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Китай.
9. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Япония.
10. Классификации культур и этикет в восточных культурных традициях. Индия.
11.Этикет в африканских культурных традициях.
12. Особенности этикета в культурах народов России.
13. Особенности этикета в культуре русского народа.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотерны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Если ваш собеседник чихнул несколько раз подряд, вы должны:
a. Промолчать
b. Сказать ему один раз: «Будь здоров(а)»
c. Желать ему здоровья после каждого «чиха»
Уходя из ресторана, мужчина должен:
a. Сначала подать одежду женщине, а потом одеться сам
b. Сначала одеться сам, а затем одеть даму
c. Позволить одевать свою даму гардеробщику
К каждому незнакомому человеку полагается обращаться на «вы», если он достиг возраста…
a. 12 лет
b. 16 лет
c. 18 лет
Как правильно складывать вилку и нож на тарелке после завершения приёма пищи?
a. Крест-накрест
b. Параллельно друг другу
c. Так, чтобы их концы слегка пересекались

Рефераты
1. Речевой этикет;
2. Деловой этикет;
3. Столовый этикет;
4. Этикет «выходного дня»;
5. Религиозный этикет;
6. Общегражданский этикет;
7. Праздничный этикет;
8. Профессиональный этикет;
9. Свадебный этикет;
10. Воинский этикет;
11. Дипломатический этикет
12. Придворный этикет

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. Национальный этикет: учебное пособие СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Васильева О.Р. Этикет народов мира. Иваново, 2006 ivgpu.com
Э2 Пронин А.М. Этика и эстетика.2005 sci-book.com
Э3 Этикет в разных странах sekret-etiket.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Этикет // https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EA%E5%F2
Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bayb/index.php
Этикет от А до Я. Режим доступа: http://www.etiket.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контрольи оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100