Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-1235-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 163 | 163 | 163 | 163 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается нами на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая. Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи. 1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков. 2. Выявление основных групп источников исторического краеведения. 3. Методы работы с источниками. 4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах. 5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе. 6. Основные формы краеведческой работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | терминологию и основные понятия исторического краеведения, основные источники и исследования в области исторического краеведения; о специфике краеведческой формы работы в различных учреждениях; этапы изучения региона; о деятельности активных краеведов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать краеведческую литературу и различные источники; выявлять вклад ведущих специалистов в развитие краеведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний по историческому краеведению в исследовательской и практической работе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие исторического краеведения. | ||||||
1.1. | Краеведение как форма научного познания мира | Лекции | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Источники исторического краеведения | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Виды краеведческой работы | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях | ||||||
2.1. | Вузовское краеведение и его особенности. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Школьное краеведение и его особенности | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Кружковая краеведческая работа в школе | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая | ||||||
3.1. | Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Современные исследователи-краеведы | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения | ||||||
4.1. | Лек Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Современные организации и учреждения краеведения на Алтае | Сам. работа | 2 | 27 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Краеведческие издания | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-1, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Историческое краеведение как учебная дисциплина, научное направление и общественное движение. 2. Предметно-объектная область исторического краеведения. Соотношение региональной истории и исторического краеведения. Виды и уровни краеведения. 3. Краеведческие знания россиян (от зарождения до конца XVIII в.) 4. Историческое краеведение в Сибири в XIX – начале XX в. 5. Персоналия как разновидность исторического исследования. 6. Источники исторического краеведения и их типология. Методы исследования. 7. Археологические источники в краеведении. 8. Этнографические источники в краеведении. 9. Письменные источники в краеведении. 10. Устные источники в краеведении. 11. Деятельность Общества любителей исследования Алтая. 12. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в развитие краеведения Алтая. 13. Деятельность сотрудников артели «Краевед» в Барнауле. Барнаульский краевед С.И. Гуляев. 12. Г.Н. Потанин как исследователь Алтая. 13. Н.М. Ядринцев – исследователь Алтая. 14. Вузовское краеведение и его особенности. 15. Школьное краеведение и его особенности. 16. Краеведческая деятельность Н.С. Гуляева. 17. Вклад В.И. Верещагина в краеведение Алтая. 18. А.П. Велижанин как краевед. 19. Краеведческие изыскания П.М. Юхнева. 20. П.А. Казанский как краевед. 21. Исследовательская деятельность Ф.-А. Геблера на Алтае. 22. Краеведческая деятельность Б.Х. Кадикова на Алтае. 23. Город как объект краеведения. 24. Культовое зодчество как объект краеведения. 25. Памятники искусства, генеалогические и топонимические источники в краеведении. 26. Краеведческая деятельность музеев. Музеи Алтая. 27. Краеведческая деятельность архивов. Архивы Алтая. 28. История школьного краеведения на Алтае. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Издания по краеведению (XVIII–XIX вв.). 2.Проблемы краеведения в периодических изданиях XX в. 3. Краеведческая деятельность Общества любителей исследования Алтая. 4. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в краеведение Алтая. 5. Провинциальные краеведы и их работы. 6. Формирование школьного краеведения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Используя полученные знания, попытайтесь показать различия между научным и краеведческим способами познания. 2. Функции исторического краеведения и их влияние на жизнь общества. 3. Охарактеризуйте локальный подход к исследованию исторического прошлого. 4. Охарактеризуйте организационно-научные центры российского краеведения. 5. Осуществите анализ деятельности одной из краеведческих организаций, действовавших на Алтае (Общество любителей исследования Алтая, Алтайский подъотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, артель «Краевед»). 6. Составление библиографического списка по теме «Новейшие краеведческие издания». Зарегистрируйтесь в электронной библиотеке elibrary.ru В поисковом запросе введите несколько комбинаций по указанной теме, составьте список из 15 публикаций, изданных в 2000-х гг. Список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.И. Зиганшин; Б.Г. Кадыров | Краеведение: Учебник для высшей школы | Познание, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Дорохов В.Г. | Краеведение: | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://new.hist.asu.ru | |||
Э2 | http://www.akunb.altlib.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Портал Музеи России (http://museum.ru/) Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40) Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums) LLIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) Официальные сайты Российских музеев |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
16бМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт. |
16аМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем. Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. К экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включены два теоретический вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. |