МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-культурное наследие Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин;к.и.н., доцент, Т.В. Тишкина

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, А.А. Тишкин

Рабочая программа дисциплины
Историко-культурное наследие Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология», утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №948.

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать навыки изучения и анализа ключевых объектов культурного наследия Алтая, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования в экскурсионно-туристической практике региона
Задачи курса:
– сформировать представление об основных выдающихся объектах историко-культурного наследия Алтая.
– освоить содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию.
– уяснить принципы формирования Списка объектов историко-культурного наследия.
– знать специфику возникновения и развития объектов историко-культурного наследия Алтая.
– уметь использовать историко-культурную информацию по Алтаю в образовательной, научно-исследовательской, музейной и других видах общественной деятельности.
– уметь произвести оценку историко-культурного значения объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию
- важнейшие памятники историко-культурного наследия Алтая
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать данные о памятниках историко-культурного наследия Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки значимости объектов культурного наследия региона

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Археологическое наследие Алтая
1.1. Введение. Цель и задачи лисциплины. Понятия "культурное наследие" и "культурные ценности". Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Исследователи древней истории Алтая. Важнейшие археологические открытия. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Исследователи археологических памятников Алтая. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Важнейшие археологические памятники Алтая Лекции 4 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Царские курганы Алтая. Алтай в эпоху «Великого переселения народов».Памятники периода Золотой Орды. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Памятники горно-рудного производства на Алтае
2.1. Открытие и освоение горнорудных месторождений Алтая. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Исследователи Алтая XVIII - начала XX в. Сам. работа 4 16 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Исследователи Алтая XVIII - начала XX в. Практические 4 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Памятники горнорудного производства XVIII - начала XX в. на Алтае. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Памятники историко-культурного наследия в городах и селах Алтайского края
3.1. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Памятники истории и культуры Бийска, Белокурихи, Камня-на-Оби, Рубцовска, Славгорода Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Памятники истории и культуры Бийска, Камня-на-Оби Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.6. Памятники истории и культуры Змеиногорска, п. Колывань Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.7. Памятники истории и культуры Змеиногорска, п. Колывань Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.8. Памятники храмовой архитектуры в Алтайском крае Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.9. Памятники храмовой архитектуры в Алтайском крае Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Калейдоскоп культурной жизни
4.1. Музеи и галереи Алтая Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Ведущие музеи Алтайского края Сам. работа 4 16 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.3. Ведущие музеи и театры Алтайского края Практические 4 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Исследователи древней истории Алтая.
Уникальные памятники каменного века - Улалинка, Денисова пещера.
Древнейшие погребальные комплексы – Большой Мыс, Усть-Иша, Солонцы.
«Писанные камни» Алтая.
Березовая Лука – начало эпохи металла.
Царские курганы Алтая – Пазырык, Башадар, Сентелек, Бугры.
Освоение русскими территории Верхнего Приобья (правый берег Оби).
Первые рудознатцы. Предприятия А.Н. Демидова на Алтае.
Барнаульский сереброплавильный завод – памятник Российской истории.
Современное состояние построек бывшего Барнаульского сереброплавильного завода. Проблемы сохранения памятника и пути решения.
Павловский завод: история деятельности и современное состояние.
Памятники горно-рудного производства XIX - начала XX вв.
Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в.
Исследователи Алтая XIX в.
Архитектурные памятники г. Барнаула.
Монументальные памятники г. Барнаула.
Памятники деревянного зодчества г. Барнаула.
Архитектурные ансамбли, площади и скверы г. Барнаула
Архитектурные памятники г. Бийска.
Монументальные памятники г. Бийска.
Памятники истории и культуры г.Змеиногорска.
Памятники истории и культуры п. Колывани.
Памятники историко-культурного наследия г. Славгорода.
Памятники историко-культурного наследия г. Камень-на-Оби.
Памятники историко-культурного наследия Рубцовска.
Памятники историко-культурного наследия Белокурихи.
Памятники культового зодчества Алтая.
Исследователи Алтая XIX в.
Музеи и галереи Алтая
Театральная и музыкальная жизнь Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Дайте характеристику открытия месторождений полиметаллических руд на Алтае. Первые рудознацы. Акинфий Демидов.
2. Горно-металлургические предприятия: Колывано-Воскресенский, Барнаульский, Ново-Павловский, Нижне-Сузунский завод.
3. Машина И.И. Ползунова.
4. Изобретения П.К. Фролова.
5. Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Задание: Выберите один из памятников архитектуры Барнаула, составьте сообщение и презентацию (памятники не должны повторяться, в противном случае оба выступления в зачет не пойдут).
1. Охарактеризуйте монументальные памятники Барнаула
2. Памятники деревянного зодчества Барнаула.
3. Архитектурные ансамбли, площади и скверы Барнаула
4. Охарактеризуйте Архитектурные памятники Бийска
5. Монументальные памятники Бийска
6. Памятники деревянного зодчества Бийска
7. Архитектурные ансамбли, площади и скверы Бийска
8. Памятники истории и культуры г.Змеиногорска
9. Колывань – камнерезная.
10. Памятники истории и культуры г. Славгорода.
11. Культурное наследие г. Камень-на-Оби
12. Памятники истории и культуры г. Рубцовска
13. Памятники истории и культуры г. Алейска
14. Культурное наследие Белокурихи.
15. Родина В.М. Шукшина – с. Сростки.
16. Родина Германа Титова – с. Полковниково.
17. Алтайский государственный краеведческий музей – старейший музей Сибири.
18. Бийский государственный краеведческий музей.
19. Государственный художественный музей Алтайского края.
20. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая.
21. Краевая библиотека им. Шишкова.
22. Первый театр Барнаула – Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина.
23. Государственная филармония Алтайского края.
24. Оркестр Сибирь.
31. Алтайский государственный театр музыкальной комедии.
32. Внестроительные аспекты возведения храмов.
33. Классификация церквей на основе архивных документов.
34. Факторы, влиявшие на процессы храмостроительства.
35. Структуры и ведомства, участвовавшие в организации и строительстве церквей и их взаимодействие.
36. Этапы и техника строительства.
37. Некоторые особенности строительства деревянных храмов.

Определение понятия

Определите понятия из предложенного перечня:
Историко-культурное наследие –
Нематериальное культурное наследие –
Памятник монументального искусства –
Памятник истории –
Памятник археологии -
Памятник науки и техники
Материальная культура –
Духовная культура –

Контрольные вопросы по лекциям

1. Какие памятники археологии являются древнейшими на Алтае, как они датируются?
2. В чем особенность археологических памятников эпохи неолита на Алтае?
3. Какие достижения в технологи были внедрены и использованы в бронзовом веке на Алтае?
4. Перечислите археологические культуры раннего железного века Алтая, в чем их сходство и отличие?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Ю.А. Абрамова, Б.В. Бабарыкин, Д.С. Бобров и др. История Алтая: конец XVII в. – начало XX в.: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 [А. А. Тишкин, Т. В. Тишкина] ; АлтГУ, Каф. археологии, этнографии и музеологии, Лаб. междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая История музеев Алтая (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская, Т. М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Степанская, Тамара Михайловна Архитектура городов Алтая – наследие России : Монография Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://archaeology.asu.ru/
Э2 http://www.ded-altai.ru/history/arkheologija/
Э3 http://altai-tourist.ru/altai/memorials/
Э4 http://уймон.рф/exhibitions/archaeology/
Э5 http://www.althisto.ru/
Э6 http://new.hist.asu.ru/
Э7 http://www.altairegion22.ru/territory/history/
Э8 Лекции Семинарские занятия Историко-культурное наследие Алтая portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине и затем - государственному экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (реферат, оформленный с указанием использованной литературы) преподавателю на консультации.
При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.