МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и методология диссертационного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 71 72 71
Итого 108 107 108 107

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор , Цыб С.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика и методология диссертационного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 г. №904

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными требованиями, предъявляемыми к диссертационным исследованиям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-1 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии
ПК-2 способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки
ПК-3 способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса на современном этапе развития западной цивилизации
ПК-4 способность исследовать массовые исторические источники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логическую структуру и концептуальную схему диссертационного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблему, формулировать цель, задачи и гипотезы диссертационного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработками структурно-логической схемы диссертационного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология диссертационного исследования
1.1. Понятие «диссертационное исследование» и его критерии Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие «диссертационное исследование» и его критерии Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность темы диссертационного исследования Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Актуальность темы диссертационного исследования Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Начальный этап работы над диссертацией Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Начальный этап работы над диссертацией Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Написание диссертационной работы Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Написание диссертационной работы Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Методология и методы диссертационной работы Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Методология и методы диссертационной работы Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Характеристика источниковой базы диссертации Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Характеристика источниковой базы диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Научная новизна результатов диссертационной работы Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.16. Научная новизна результатов диссертационной работы Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.17. Оформление диссертационного исследования Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.18. Оформление диссертационного исследования Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.19. Апробация диссертационного исследования Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.20. Апробация диссертационного исследования Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.21. Обсуждение диссертации Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.22. Обсуждение диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.23. Подготовка документов для предварительного рассмотрения в диссертационном совете Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.24. Подготовка документов для предварительного рассмотрения в диссертационном совете Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.25. Экспертиза диссертации Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.26. Экспертиза диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.27. Прием диссертации к защите Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.28. Прием диссертации к защите Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.29. Процедура защиты диссертации Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.30. Процедура защиты диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.31. Подготовка документов после защиты диссертации Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.32. Подготовка документов после защиты диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.33. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.34. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.35. Макет автореферата диссертации Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.36. Макет автореферата диссертации Сам. работа 2 3 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение «диссертация» и нормативные требования к диссертационной работе.
2. Методология, структура и логика диссертационного исследования.
3. Исследовательская программа диссертации.
4. Источники, литература и методы диссертационного исследования.
5. Проблемное поле диссертации, решение задач и формулировка результатов.
6. Особенности диссертационного исследования по специальности 07.00.02 – Археология.
7. Оформление текста диссертации.
8. Оформление приложений диссертации.
9. Обсуждение диссертации в организации.
10. Предварительное рассмотрение диссертации в совете.
11. Экспертиза диссертации в совете.
12. Прием диссертации к защите.
13. Защита диссертационного исследования.
14. Оформление документов после защиты диссертации.
15. Актуальность темы диссертационного исследования.
16. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.
17. Методология и методы диссертационной работы.
18. Характеристика источниковой базы диссертации.
19. Научная новизна результатов диссертационной работы.
20. Апробация диссертационного исследования.
21. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации.
22. Макет автореферата диссертации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Составьте введение к своему диссертационному исследованию, отразив в нем следующие разделы: актуальность, степень разработанности темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы, источниковая база, научная новизна, практическая значимость, апробация.
Литература:
ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727.
2. Оформите библиографический аппарат к своему исследованию.
Литература:
ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727.
ГОСТ Р 7.0.4-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-4-2006-sibid
3. Изложите основные результаты своей работы, которые планируется выносить на защиту.
Литература:
Диссертационное исследование : подготовка, защита, оформление документов : пособие для аспирантов, соискателей и докторантов [Текст] : [учеб. изд.] / В. П. Иваницкий, Н. М. Сурнина, Э. В. Пешина, М. В. Фёдоров, Е. Б. Дворядкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. – 219 с.
Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию. Полезно молодому ученому, соискателю ученой степени. - Саратов: Изд. СГТУ, 2011. – 176 с.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. Планирование и организация научных исследований : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев В. В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B
Л2.2 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Дрещинский В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727
Э2 Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 г. №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/19990/
Э3 Положение о порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 24.09.2013 г. №842 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://government.ru/media/files/41d4925efff87b74f22e.pd
Э4 Методика и методология диссертационного исследования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с этапами проведения и оформления диссертационного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с логической структурой и концептуальной схемой диссертационного исследования, обратить внимание на анализ проблем, формулировку цели, задач и гипотез диссертационного исследования, усвоить навыки разработки структурно-логической схемы диссертационного исследования.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции аспиранты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания аспиранты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету.
Самостоятельную работу аспиранты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий аспирант готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются аспиранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение аспирантом дисциплины «Методика и методология диссертационного исследования», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает аспирант, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает аспирант, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.