Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 71 | 72 | 71 |
Итого | 108 | 107 | 108 | 107 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными требованиями, предъявляемыми к диссертационным исследованиям. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий |
ПК-1 | готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии |
ПК-2 | способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки |
ПК-3 | способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса на современном этапе развития западной цивилизации |
ПК-4 | способность исследовать массовые исторические источники |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | логическую структуру и концептуальную схему диссертационного исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать проблему, формулировать цель, задачи и гипотезы диссертационного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разработками структурно-логической схемы диссертационного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и методология диссертационного исследования | ||||||
1.1. | Понятие «диссертационное исследование» и его критерии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие «диссертационное исследование» и его критерии | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Актуальность темы диссертационного исследования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Актуальность темы диссертационного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Начальный этап работы над диссертацией | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Начальный этап работы над диссертацией | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Написание диссертационной работы | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Написание диссертационной работы | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Методология и методы диссертационной работы | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Методология и методы диссертационной работы | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Характеристика источниковой базы диссертации | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Характеристика источниковой базы диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Научная новизна результатов диссертационной работы | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Научная новизна результатов диссертационной работы | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Оформление диссертационного исследования | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Оформление диссертационного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Апробация диссертационного исследования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.20. | Апробация диссертационного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Обсуждение диссертации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | Обсуждение диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.23. | Подготовка документов для предварительного рассмотрения в диссертационном совете | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Подготовка документов для предварительного рассмотрения в диссертационном совете | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.25. | Экспертиза диссертации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.26. | Экспертиза диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.27. | Прием диссертации к защите | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.28. | Прием диссертации к защите | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.29. | Процедура защиты диссертации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.30. | Процедура защиты диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.31. | Подготовка документов после защиты диссертации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.32. | Подготовка документов после защиты диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.33. | Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.34. | Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.35. | Макет автореферата диссертации | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.36. | Макет автореферата диссертации | Сам. работа | 2 | 3 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение «диссертация» и нормативные требования к диссертационной работе. 2. Методология, структура и логика диссертационного исследования. 3. Исследовательская программа диссертации. 4. Источники, литература и методы диссертационного исследования. 5. Проблемное поле диссертации, решение задач и формулировка результатов. 6. Особенности диссертационного исследования по специальности 07.00.02 – Археология. 7. Оформление текста диссертации. 8. Оформление приложений диссертации. 9. Обсуждение диссертации в организации. 10. Предварительное рассмотрение диссертации в совете. 11. Экспертиза диссертации в совете. 12. Прием диссертации к защите. 13. Защита диссертационного исследования. 14. Оформление документов после защиты диссертации. 15. Актуальность темы диссертационного исследования. 16. Цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования. 17. Методология и методы диссертационной работы. 18. Характеристика источниковой базы диссертации. 19. Научная новизна результатов диссертационной работы. 20. Апробация диссертационного исследования. 21. Библиографический список и ссылки в рукописи диссертации. 22. Макет автореферата диссертации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: 1. Составьте введение к своему диссертационному исследованию, отразив в нем следующие разделы: актуальность, степень разработанности темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы, источниковая база, научная новизна, практическая значимость, апробация. Литература: ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727. 2. Оформите библиографический аппарат к своему исследованию. Литература: ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727. ГОСТ Р 7.0.4-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-4-2006-sibid 3. Изложите основные результаты своей работы, которые планируется выносить на защиту. Литература: Диссертационное исследование : подготовка, защита, оформление документов : пособие для аспирантов, соискателей и докторантов [Текст] : [учеб. изд.] / В. П. Иваницкий, Н. М. Сурнина, Э. В. Пешина, М. В. Фёдоров, Е. Б. Дворядкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. – 219 с. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: как защитить диссертацию. Полезно молодому ученому, соискателю ученой степени. - Саратов: Изд. СГТУ, 2011. – 176 с. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. | Логика и методология научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. | Основы научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Комлацкий В.И., Логинов С.В., Колмацкий Г.В. | Планирование и организация научных исследований : учебное пособие | Ростов-н/Д : Феникс, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Афанасьев В. В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. | Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B |
Л2.2 | Мокий, В. С. | Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Дрещинский В. А. | Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8600D715-1FEB-4159-A50C-F939A48BE9C1 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин | Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. | Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=179727 | |||
Э2 | Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 г. №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/19990/ | |||
Э3 | Положение о порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства Рос-сийской Федерации от 24.09.2013 г. №842 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://government.ru/media/files/41d4925efff87b74f22e.pd | |||
Э4 | Методика и методология диссертационного исследования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с этапами проведения и оформления диссертационного исследования. Обучающимся необходимо ознакомиться с логической структурой и концептуальной схемой диссертационного исследования, обратить внимание на анализ проблем, формулировку цели, задач и гипотез диссертационного исследования, усвоить навыки разработки структурно-логической схемы диссертационного исследования. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий. Лекции аспиранты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Практические задания аспиранты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Самостоятельную работу аспиранты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете. По вопросам пропущенных занятий аспирант готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются аспиранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение аспирантом дисциплины «Методика и методология диссертационного исследования», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает аспирант, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает аспирант, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |