МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы отечественной истории
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 12 18 12
Практические 36 12 36 12
Сам. работа 63 57 63 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 108 144 108

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., Проф., Разгон В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы отечественной истории

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46_06_01 История Исторические науки и археология Направленность (профиль) "Отечественная история" Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. N 1061.

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы отечественной истории является знакомство аспирантов с современным уровнем развития отечественной исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
–изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; основы педагогической деятельности в преподавании исторических дисциплин; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать соответствующие образовательные технологии в преподавании исторических дисциплин; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками самостоятельной интерпретации исторических знаний в процессе преподавания исторических дисциплин; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Основные этапы развития российской исторической науки в постсоветский период
1.1. Предмет, цели и задачи курса. Основная терминология. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Тема 2. Важнейшие спорные вопросы истории России
2.1. Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Объективное и субъективное в работе историка. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Тема 3. Дискуссия о «русском феодализме»
3.1. Истоки споров о «русском феодализме» Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Взгляды И.А. Фроянова и его оппонентов. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Тема 4. Роль «внешнего фактора» в русской истории
4.1. Современный взгляд на «норманнскую теорию». Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Западничество и традиционализм в русской истории. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Тема 5. Нация и империя
6.1. Понятие «империя». Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Основные факторы формирования русского государства. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Тема 6. Реформы и революции в русской истории
7.1. Ленинизм и сталинизм Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Реформы «сверху» и «снизу» Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Соотношение реформ и революции в русской истории. Сам. работа 3 9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. 1917 г. в оценках современных историков
8.1. Февраль и октябрь 1917 г. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Причины гражданской войны. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Тема 8. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах
9.1. Главнейшие спорные вопросы изучения советской эпохи. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Тема 9. . Тенденции и перспективы исторических исследований
10.1. Кризис как перманентное состояние исторической науки. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.2. Релятивизм и детерминизм Практические 3 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.3. Экзамен Экзамен 3 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы:
1.Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис.
2. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика.
3.Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях.
4.Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров.
5. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы.
6.Современный взгляд на «норманнскую теорию».
7. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды.
8.Соотношение реформ и революции в русской истории.
9.1917 г. в оценках современных историков.
10. Причины гражданской войны в трактовке современных российских исследователей
11. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.История повседневности в контексте изучения истории России.
2.Гендерные подходы к истории и их применение к истории России.
3.Современная дискуссия о «русском феодализме».
4.Влияние монгольского завоевание на историю России: различные взгляды и оценки.
5.«Имперский стержень» русской истории
6.Причины и характер революции 1917 г. в работах современных историков
7.Соотношение революции и реформ в различные периоды истории России
8.История Советского Союза в работах современных историков: главнейшие спорные
моменты
9.История как инструмент в политических спорах
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 https://www.biblio-online.ru/book/71B7145F-6415-4D4D-87A4-B00DA3AB2AE8
Л1.2 А. А. Чернобаев Историография истории России : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/CF354644-2F47-43FE-8951-2070E8C8C01B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пурынычева, Г.М. Философия истории: идеи, концепции, имена : Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461624
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Курс на Moodle "Актуальные проблемы отечественной истории" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1441
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Актуальные проблемы отечественной истории» аспирантам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 9 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачет. единиц.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (лекционных и практических занятий) и самостоятельной работы аспирантов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям.
Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного экзамена.