Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 12 | 18 | 12 |
Практические | 36 | 12 | 36 | 12 |
Сам. работа | 63 | 57 | 63 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 108 | 144 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы отечественной истории является знакомство аспирантов с современным уровнем развития отечественной исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований. Задачи: – продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время; – познакомить с современными разработками и методологическими проблемами; –изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории; – освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ПК-2 | способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; основы педагогической деятельности в преподавании исторических дисциплин; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать соответствующие образовательные технологии в преподавании исторических дисциплин; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками самостоятельной интерпретации исторических знаний в процессе преподавания исторических дисциплин; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Основные этапы развития российской исторической науки в постсоветский период | ||||||
1.1. | Предмет, цели и задачи курса. Основная терминология. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Тема 2. Важнейшие спорные вопросы истории России | ||||||
2.1. | Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Объективное и субъективное в работе историка. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Тема 3. Дискуссия о «русском феодализме» | ||||||
3.1. | Истоки споров о «русском феодализме» | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Взгляды И.А. Фроянова и его оппонентов. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Тема 4. Роль «внешнего фактора» в русской истории | ||||||
4.1. | Современный взгляд на «норманнскую теорию». | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Западничество и традиционализм в русской истории. | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств. | ||||||
5.1. | Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Тема 5. Нация и империя | ||||||
6.1. | Понятие «империя». | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Основные факторы формирования русского государства. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Тема 6. Реформы и революции в русской истории | ||||||
7.1. | Ленинизм и сталинизм | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Реформы «сверху» и «снизу» | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.3. | Соотношение реформ и революции в русской истории. | Сам. работа | 3 | 9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 8. 1917 г. в оценках современных историков | ||||||
8.1. | Февраль и октябрь 1917 г. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
8.2. | Причины гражданской войны. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 9. Тема 8. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах | ||||||
9.1. | Главнейшие спорные вопросы изучения советской эпохи. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 10. Тема 9. . Тенденции и перспективы исторических исследований | ||||||
10.1. | Кризис как перманентное состояние исторической науки. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
10.2. | Релятивизм и детерминизм | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
10.3. | Экзамен | Экзамен | 3 | 27 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1.Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. 2. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика. 3.Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. 4.Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. 5. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы. 6.Современный взгляд на «норманнскую теорию». 7. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. 8.Соотношение реформ и революции в русской истории. 9.1917 г. в оценках современных историков. 10. Причины гражданской войны в трактовке современных российских исследователей 11. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1.История повседневности в контексте изучения истории России. 2.Гендерные подходы к истории и их применение к истории России. 3.Современная дискуссия о «русском феодализме». 4.Влияние монгольского завоевание на историю России: различные взгляды и оценки. 5.«Имперский стержень» русской истории 6.Причины и характер революции 1917 г. в работах современных историков 7.Соотношение революции и реформ в различные периоды истории России 8.История Советского Союза в работах современных историков: главнейшие спорные моменты 9.История как инструмент в политических спорах |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Чернобаев | Историография истории России : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Наумова Г.Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пурынычева, Г.М. | Философия истории: идеи, концепции, имена : | Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс на Moodle "Актуальные проблемы отечественной истории" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «Актуальные проблемы отечественной истории» аспирантам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 9 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачет. единиц. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (лекционных и практических занятий) и самостоятельной работы аспирантов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Итоговая аттестация осуществляется в форме устного экзамена. |