МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М. М. канд. экон. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – приобретение знаний и умений по установлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке страте-гий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления эффективной и результативной маркетинговой деятельности.
Задачи:
 изучение основных рабочих понятий маркетинга;
 формирование понимания сущности маркетинга и его роли в деятельности организации;
 освоение методологии и методов проведения маркетинговых исследований;
 приобретение знаний и навыков формирования товарной и сбытовой политики;
 приобретение знаний, умений и навыков в разработке стратегии маркетинга и планов маркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы моделирования маркетинговых процессов; методы и приемы формирования маркетинговой информационной системы организации; типы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, с целью использования при решении маркетинговых задач; основы проектирования решения конкретной задачи маркетингового проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; методы сбора, анализа и синтеза информаци; основы системного подхода для решения поставленных маркетинговых задач
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать маркетинговые процессы; применять методы и приемы формирования маркетинговой информационной системы организации; использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении маркетинговых задач; Формулировать в рамках поставленной цели маркетиногового проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение; определять ожидаемые результаты решения выделенных задач; находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленных маркетинговых задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами моделирования маркетинговых процессов; навыками формирования маркетинговой информационной системы организации; навыками применения современных информационных технологий и программных средствх, в том числе отечественного производства, при решении маркетинговых задач; навыками оценки выбора оптимального способа решения конкретной задачи маркетингового проекта, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений; навыками оценивания практических последствий возможных решений маркетинговых задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начала маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы маркетинга Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, понятие, принципы маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, понятие, принципы маркетинга Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Цели, задачи, функции маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Цели, задачи, функции маркетинга Лекции 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л2.1
1.6. Цели, задачи, функции маркетинга Сам. работа 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Маркетинговые исследования
2.1. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Лекции 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Практические 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Структура и общая характеристика объектов маркетинговых исследований Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация маркетинговых исследований Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация маркетинговых исследований Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация маркетинговых исследований Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. SWOT-анализ Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л2.1
2.8. SWOT-анализ Практические 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. SWOT-анализ Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Сегментирование рынка Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Сегментирование рынка Практические 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.12. Сегментирование рынка Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.13. Позиционирование товара, марки Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.14. Позиционирование товара, марки Практические 3 1 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.15. Позиционирование товара, марки Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Товарная политика фирмы
3.1. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Сущность, задачи товарной политики. Виды товарных стратегий Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Рыночная атрибутика товара Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Рыночная атрибутика товара Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Рыночная атрибутика товара Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сбытовая политика фирмы
4.1. Ценовая политика Лекции 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Ценовая политика Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Ценовая политика Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Маркетинговые каналы Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.5. Маркетинговые каналы Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.6. Маркетинговые каналы Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Система маркетинговых коммуникаций Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.8. Система маркетинговых коммуникаций Практические 3 2 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
4.9. Система маркетинговых коммуникаций Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление маркетингом в современных условиях
5.1. Планирование маркетинга Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Планирование маркетинга Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Планирование маркетинга Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Организация маркетинга в компании Лекции 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Организация маркетинга в компании Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.6. Организация маркетинга в компании Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.7. Маркетинг и общество Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
5.8. Маркетинг и общество Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Маркетинг услуг
6.1. Маркетинг отношений Практические 3 0 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Маркетинг отношений Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-1, ОПК-2, УК-2, УК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинг www.marketologi.ru
Э2 Маркетинг www.gks.ru
Э3 Маркетинг russianmarket.ru
Э4 Маркетинг marketolog.info
Э5 Маркетинг marketingpeople.ru
Э6 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).