МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• ознакомление студентов со спецификой социологического изучения искусства и применением полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи научных исследований в области социологии искусства и возможности их решения с помощью современных исследовательских методов
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ результатов исследования искусства в социологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами аналитического обобщения полученных данных с применением информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объект и предмет социологии искусства
1.1. Объект и предмет социологии искусства Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет социологии искусства Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Объект и предмет социологии искусства Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Искусство и художественная культура
2.1. Искусство и художественная культура Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство и художественная культура Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусство и художественная культура Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Искусство и эстетический идеал общества
3.1. Искусство и эстетический идеал общества Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство и эстетический идеал общества Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Искусство и эстетический идеал общества Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Искусство как социальное явление
4.1. Искусство как социальное явление Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Социальные проблемы восприятия искусства
5.1. Социальные проблемы восприятия искусства Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 7. Функционирование искусства в системе социальных институтов
6.1. Функционирование искусства в системе социальных институтов Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 8. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи)
7.1. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи) Сам. работа 5 22 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 9. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры
8.1. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры Сам. работа 5 22 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение)
9.1. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение) Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
9.2. Зачет 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Объект и предмет социологии искусства.
2. История социологии искусства – этапы развития, основные представители и концепции.
3. Роль социологии искусства в духовной жизни общества.
4. Искусство и художественная культура, ее состав и виды.
5. Эстетическая культура общества, ее строение, состав и функционирование.
6. Взаимосвязь эстети¬ческих ценностей с эстетическими идеалами.
7. Эстетический вкус как инструмент культуры.
8. Элитарная и массовая художественная культура, их взаимодействие.
9. Художественное творчество как компонент культуры.
10. Теории художественного восприятия.
11. Социологические исследования телевидения.
12. Природа эстетической оценки и ее разновидности.
13. Социальные проблемы восприятия и оценки художественных произведений художественной критикой.
14. Проблема идеала в философии, социологии и искусствоведении.
15. Искусство как выразитель и средство распространения в обществе социально-эстетических идеалов.
16. Эстетический идеал, его особенности и виды.
17. Пропагандизм в искусстве, его основные принципы.
18. Развитие искусства в условиях тоталитарного общества.
19. Художественное произведение как ценность и его признаки.
20. Художественная ценность и ее структура.
21. Построение и природа художественного образа.
22. Основные функции искусства.
23. Роль искусства в преобразовании среды обитания человека.
24. Искусство и экономика.
25. Искусство и политика.
26. Искусство и религия.
27. Стиль (направление) в искусстве, исторические, социальные и художественные корни, предпосылки возникновения нового стиля искусства.
28. Место художественной жизни в духовной жизни общества.
29. Художественная стратификация общества. Художники как социальная (профессиональная) группа.
30. Художественные организации и их место в художественной жизни общества.
31. Проблемы художественной социализации общества.
32. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований искусства.
33. Закономерности развития художественной культуры.
34. Художественная культура и художественная жизнь современного общества.
35. Методологические проблемы социологии искусства в советской эстетике 20-х годов.
36. Теоретические и методологические проблемы социологии искусства.
37. Проблемы социологического изучения театрального зрителя.
Типовые практические задания:
1. Составьте план предполагаемого социологического исследования проблемы синтеза искусств в современных условиях.
2. Определите преимущества и недостатки применения количественных методов в социологическом исследовании искусства.
3. Установите связь социологии искусства с такими науками как эстетика, культурология, социология культуры.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС-2018 Соц. искусства-1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Толстикова Ирина Ивановна Мировая культура и искусство: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 http://znanium.com/go.php?id=961474
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социология искусства" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2098
Э2 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
4. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
6. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.