МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление нематериальными активами
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-35-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Акимочкина Татьяна Алексеевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление нематериальными активами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование знаний студентов в области правового, экономического и организационного управления нематериальными активами организации, формирование навыков стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации в области управления нематериальными активами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и определения сферы управления НМА.
Нормативно-правовую базу сферы НМА.
Состав и структуру процесса управления объектами НМА.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать основные понятия и определения сферы управления НМА.
Применять нормативно-правовую базу сферы управления НМА.
Применять полученные знания и находить и использовать информацию об управлении НМА.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками управления НМА
навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации в области управления нематериальными активами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль НМА в управлении организацией
1.1. Понятие НМА, роль и место в структуре капитала организации. Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие НМА, роль и место в структуре капитала организации. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие НМА, роль и место в структуре капитала организации. Сам. работа 4 14 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Учет НМА в организации Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Учет НМА в организации Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Учет НМА в организации Сам. работа 4 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Управление нематериальными активами
2.1. Общие подходы к оценке стоимости нематериальных активов Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Общие подходы к оценке стоимости нематериальных активов Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Общие подходы к оценке стоимости нематериальных активов Сам. работа 4 30 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Походы к управлению нематериальными активами Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1
2.5. Походы к управлению нематериальными активами Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Походы к управлению нематериальными активами Сам. работа 4 30 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.7. Зачет 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   У НМА ПК-3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.Ф. Остапенко, В.Д. Остапенко Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453916
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коршунов Н. М. , Эриашвили Н. Д. , Липунов В. И. , Кандлен А. М. , Харитонова Ю. С. Право интеллектуальной собственности.: Учебное пособие из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=426636&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Университетская библиотека online
Э2 Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Э3 Справочно-правовая система Гарант
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается.