МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональное и отраслевое природопользование
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональное и отраслевое природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса изучение современных проблем природопользования на региональном уровне. В данном курсе рассматривается исторические этапы становления систем регионального природопользования, глобальные и региональные. Дается региональный обзор систем природопользования России и зарубежных стран.
Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее и сложных проблем регионального природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-1: владением знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени
ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8: готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
ОПК-9: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2: способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
ПК-3: владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия из общего ресурсоведения;
- природные (минеральные, водные, земельные), трудовые и материально-технические ресурсы;
- классификации природных ресурсов;
- основные источники информации в области ресурсоведения;
- методы оценки природно-ресурсного потенциала;
- особенности регионального и отраслевого природопользования;
- особенности проектирования и составления карт.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать природно- ресурсный потенциал территории на разном иерархическом уровне;
- анализировать соответствующие ресурсные запросы и их разумное использование с позиции доминирования законов природы;
- выбирать классификации природных ресурсов и применять методы оценки природно-ресурсного потенциала в практической деятельности;
- использовать межсекторальный и междисциплинарный подход в изучении и решении проблем регионального природопользования,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа и оценки природно-ресурсного потенциала;
- определения природно-ресурсной базы территории по разным источникам;
- использования основных методологических и методических подходов к обсуждению проблем регионального природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление региональных систем природопользования
1.1. Сравнительный анализ техногенных нагрузок на природную среду объектов Российской Федерации Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Становление региональных систем природопользования Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Природные системы и природные процессы как сферы природопользования
2.1. Природные системы - объекты регионального природопользования Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.2. «Обеспеченность лесными ресурсами экономических районов Российской Федерации» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.3. Природные системы - объекты регионального природопользования Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Природные ресурсы - основной объект пиродопользования
3.1. Природные ресурсы - основной объект пиродопользования Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.2. Рассмотрение каждого вида природопользования (недропользование, лесопользование, водопользование, землепользование и др.) данной отдельной страны Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
3.3. Природные ресурсы - основной объект пиродопользования Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Измерение оценки и критерии природопользования
4.1. Измерение оценки и критерии природопользования Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. «Использование и загрязнение вод морей Российской Федерации Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.3. Измерение оценки и критерии природопользования Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Виды природопользования
5.1. Землепользование Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.2. Рассмотрение каждого вида природопользования (недропользование, лесопользование, водопользование, землепользование и др.) данного субъекта РФ. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
5.3. Землепользование Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Водопользование
6.1. «Сравнительный анализ выброса вредных веществ в атмосферу в расчете на единицу территории и на душу населения в отдельных странах мира» Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
6.2. Водопользование Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 7. Лесные ресурсы и лесопользование
7.1. «Оценка затрат государства на охрану окружающей среды в РФ 1999-2003 годах» Практические 1 2 Л1.2, Л2.3
7.2. Лесные ресурсы и лесопользование Сам. работа 1 4 Л2.3
Раздел 8. Использование минерально-сырьевых ресурсов
8.1. «Вклад отраслей экономики РФ в охрану окружающей среды и использование природных ресурсов» Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Использование минерально-сырьевых ресурсов Сам. работа 1 5 Л2.3
Раздел 9. Природопользование береговой зоны моря
9.1. «Сравнительная характеристика особо охраняемых территорий в федеральных округах РФ Практические 1 2 Л2.1, Л2.2
9.2. Природопользование береговой зоны моря Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.3
Раздел 10. Управление региональным природопользованием
10.1. «Загрязнение атмосферы в Российской Федерации» Практические 1 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
10.2. Управление региональным природопользованием Сам. работа 1 6 Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 11. Устойчивое природопользование как инструмент достижения устойчивого развития ресурсного региона
11.1. «Различие величины инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» Практические 1 4 Л1.2, Л2.3
11.2. Устойчивое природопользование как инструмент достижения устойчивого развития ресурсного региона Сам. работа 1 5 Л1.2, Л2.3
Раздел 12. Управление природопользованием за рубежом и переход к устойчивому развитию
12.1. Рассмотрение каждого вида природопользования (недропользование, лесопользование, водопользование, землепользование и др.) данного района Алтайского края Практические 1 1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
12.2. Управление природопользованием за рубежом и переход к устойчивому развитию Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Классификации и типологии систем природопользования, их теоретическое значение.
2. Пространственная организация и систематика природопользования.
3. Функциональная и пространственная иерархия систем природопользования.
4. Закономерности пространственной дифференциации систем природопользования.
5. Взаимодействие естественных и социально-экономических факторов в формировании и эволюции систем природопользования.
6. Традиционное природопользование, его историческая ограниченность и география.
7. Инновационное природопользование, его социально-экологические проблемы и география.
8. Системный подход в управлении природопользованием
9. Природно-ресурсный потенциал Северо-Западного и Северного районов.
10. Энергетика, промышленность и сельское хозяйство Северо-Западного и Северного районов.
11. Природно-ресурсный потенциал Центрального, Центрально-Чернозёмного и Волго-Вятского районов.
12. Энергетика, промышленность и сельское хозяйство Центрального, Центрально-Чернозёмного и Волго-Вятского районов.
13. Природно-ресурсный потенциал Поволжья и Северного Кавказа.
14. Энергетика, промышленность и сельское хозяйство Поволжья и Северного Кавказа.
15. Природно-ресурсный потенциал Уральского района.
16. Энергетика, промышленность и сельское хозяйство Уральского района.
17. Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири.
18. Энергетика, промышленность и сельское хозяйство Западной Сибири.
19. Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока.
20. Хозяйственная специализация Восточной Сибири и Дальнего Востока.
21. Обеспеченность Зарубежной Европы энергетическими и минеральными ресурсами. Импорт энергоносителей и минерального сырья странами Зарубежной Европы.
22. Энергетика и промышленность зарубежной Европы. Их воздействие на окружающую среду.
23. Сельское хозяйство Зарубежной Европы. Экспорт и импорт сельхозпродукции.
24. Антропогенная трансформация ландшафтов Зарубежной Европы. Проблемы охраны окружающей среды.
25. Условия проживания человека и развития хозяйства на территории Зарубежной Азии.
26. Обеспеченность Зарубежной Азии энергетическими и минеральными ресурсами. Неоднородность природно-ресурсного потенциала территории Зарубежной Азии.
27. Нефте- и газодобывающие страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
28. Традиционное и современное сельское хозяйство Зарубежной Азии. «Рисовые» и «чайные» ландшафты. Экологические проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства.
29. Япония и новые индустриальные страны Азии. Экологические проблемы и природоохранная политика.
30. Экологические проблемы Индии и Китая в связи с демографическим взрывом и развитием экономики. Природоохранная политика в этих странах.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Загрязнение гидросферы
2. Загрязнение атмосферы
3. Кислотные дожди
4. Проблема «озоновых дыр»
5. Потепление климата и «парниковый эффект»
6. Загрязнение почв
7. Проблема исчерпания минеральных ресурсов
8. Проблемы энергетики в современном мире
9. Продовольственная проблема и пути ее решения
10. Проблема транспорта
11. Альтернативная энергетика
12. Состояние окружающей среды и здоровье людей
13. Радиационное загрязнение окружающей среды.
14. Обезлесение планеты
15. Опустынивание планеты
16. Проблемы использования ископаемого органического топлива
17. Проблемы ядерной энергетики
18. Сохранение биоразнообразия
19. Международное сотрудничество в защите озонового слоя планеты
20. Особо охраняемые природные территории как один из путей сохранения биоразнообразия
21. Экологические последствия милитаризации
22. Урбанизация и проблемы видеоэкологии
23. Проблема формирования экологической культуры
24. «Демографический взрыв» и его последствия
25. Обращение с отходами
26. Природные стихийные бедствия
5.3. Фонд оценочных средств
Программа ФОС по дисциплине "Региональное и отраслевое природопользование" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. Основы природопользования и природообустройства: Учебник Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-i-prirodoobustroystva-413997
Л1.2 Байлагасов Л. В. Региональное природопользование: учебное пособие Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=434663
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Отто О.В., Барышников Г.Я. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края): Азбука, 2007
Л2.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-414381
Л2.3 Иванова Р. Р. , Гончаров Е. А. Основы природопользования: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=494076
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга https://online.edu.ru/public/course?faces-redirect=true&cid=11215770
Э2 Курс в Moodle «Региональное и отраслевое природопользование» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3590
Э3 РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ http://www.stgau.ru/company/personal/user/7520/files/lib/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20/%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%A1%20%D0%A0%D0%B8%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9F%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.