МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исторические музеи и коллекции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Исторические музеи и коллекции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов-магистрантов с закономерностями формирования исторических коллекций, созданием и современной деятельностью музеев исторического профиля.
Задачи курса:
- дать представление о многообразии исторических коллекций;
- рассмотреть этапы эволюции исторических коллекций и процесс формирования исторических музеев;
- изучить современный состав исторических коллекций в музеях Алтая и особенности их представления;
- закрепить навыки студентов-магистрантов по поиску, анализу, интерпретации информации и представлению в различных формах результатов исследований исторических музеев и коллекций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирование исторических коллекций и музеев исторического профиля; состав исторических коллекций в ведущих музеях Алтая, основные раритетные экспонаты и особенности их представления
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать, оценивать и обобщать выявленную информацию о музеях исторического профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и проведения исследований, навыками обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов исследований исторических музеев и коллекций; навыками демонстрации результатов изучения исторического материала в различной форме

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические музеи и коллекции
1.1. Накопление памятников исторического значения в России и за рубежом Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Исторические музеи: понятие, классификация, специфика Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Исторические музеи: понятие, классификация, специфика Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Комплектование исторических коллекций на современном этапе Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Комплектование исторических коллекций на современном этапе Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Основные исторические музеи России и зарубежья
2.1. Национальные исторические музеи мира Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.2. Национальные исторические музеи мира Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.3. Разнообразие видов исторических музеев Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.4. Разнообразие видов исторических музеев Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.5. Специальные, персональные, монографические (событийные) исторические музеи Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.6. Собрания мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
2.7. Собрания мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.3
Раздел 3. Исторические коллекции в музеях Алтая
3.1. Собрания по истории высших учебных заведений Алтайского края Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.2. Археологические коллекции в музеях Алтая Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.3. Археологические коллекции в музеях Алтая Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.4. Коллекции по истории религий в музеях Алтая Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.5. Военно-исторические коллекции в музеях Алтая Сам. работа 2 8 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.6. Военно-исторические коллекции в музеях Алтая Практические 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.7. Коллекции по истории горно-рудного и камнерезного производства на Алтае Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.8. Коллекции по истории горно-рудного и камнерезного производства на Алтае Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.9. Этнографические коллекции в музеях Алтайского края Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.10. Этнографические коллекции в музеях Алтайского края Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.11. Музейные коллекции алтайских краеведов Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.12. Музейные коллекции алтайских краеведов Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.13. Разнообразие видов коллекций по истории XIX-XX вв. в музеях Алтайского края Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3
3.14. Разнообразие видов коллекций по истории XIX-XX вв. в музеях Алтайского края Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Подходы к классификации музеев исторического профиля.
2. Традиции формирование исторических коллекций в XVII–XIX вв.
3. Опыт формирование исторических коллекций в музеях Алтая в XX – начале XXI в.
4. Собрания по истории высших учебных заведений Барнаула.
5. Коллекции по истории религий в музеях Алтая.
6. Коллекция «Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)» в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
7. История формирование археологических коллекций Алтайского государственного краеведческого музея.
8. Археологические коллекции Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.
9. Археологические коллекции Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.
10. Собрания Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета.
11. Собрания Историко-краеведческого музея Барнаульского государственного педагогического университета.
12. Археологические коллекции муниципальных музеев: Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки; Шелаболихинский районный музей, Музей истории горного производства им. А. Демидова (Змеиногорск).
13. Памятники науки и техники в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
14. Предметы горно-рудного производства в Алтайском государственном краеведческом музее и Музее развития горного производства им. Акинфия Демидова.
15. Коллекции по история камнерезного производства на Алтае в собраниях Алтайского государственного краеведческого музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая и Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае.
16. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина.
17. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в собраниях муниципальных музеев: Новоалтайского краеведческого музея имени В.Я. Марусина, Павловского историко-художественного музея им. Г.Ф. Борунова.
18. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в собраниях муниципальных музеев: Шелаболихинского районного музея; Каменского краеведческого музея; Алейского историко-краеведческого музея.
19. Музейные собрания по истории локальных войн XX в.
20. Собрание Мемориальные музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края.
21. История формирования и современное состояние этнографического собрания Алтайского государственного краеведческого музея.
22. История формирования и современное состояние этнографического собрания Государственного художественного музея Алтайского края.
23. Этнографические собрания муниципальных музеев (Шелаболихинский районный музей, Топчихинский районный краеведческий музей, Заринский межпоселенческий краеведческий музей).
24. Материалы по Первой мировой войне (1914–1918 гг.) в музеях Алтайского края.
25. Национальные исторические музеи мира.
26. Направления и специфика деятельности исторических музеев.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Изучите содержание статьи Полтева Т.И. Источники по изучению Великой Отечественной войны в собрании Национального музея им. А.В. Анохина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. 2015. №24. С. 128–131.
Подготовьте письменную работу «Фонд «Великая Отечественная война» в собрании Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина», придерживаясь следующего плана:
– история формирования фонда «Великая отечественная война»;
– состав вещественных источников;
– особенности состава изобразительных источников;
– состав письменных источников;
– использование материалов фонда в экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея.
Объем письменной работы – 1,5-2 печатных листа текста в файле формата Word.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

1. Укажите назначение классификации музеев по профилю специализации.
2. Дайте определение понятия исторические музеи.
3. Перечислите состав исторических музеев внутри профильной группы, дополнив его примерами титульных названий музеев, действующих в Российской Федерации на Алтае.
4. Назовите виды исторических коллекций, сформированных в Алтайском государственном краеведческом музее. Укажите раритетные экспонаты коллекций.
5. Оцените перспективы пополнения военно-исторических коллекций в муниципальных музеях Алтайского края.
6. Охарактеризуйте особенности этнографических коллекций муниципальных музеев Алтайского края

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. История музеев России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Исторические музеи и коллекции portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины