МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика в управлении персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Толкунова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика в управлении персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплекса знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для его диагностической компетентности, которая обеспечивает профессиональную успешность и является одним из факторов, влияющих на становление и развитие профессионального мастерства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью создавать команды профессионалов и эффективно работать в командах, отстаивать свою позицию, убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения
ПК-13 знанием методов и владением навыками оценки эффективности, действующей в организации системы найма и адаптации персонала
ПК-16 владением навыками анализа морально-психологического климата и состояния организационной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные функциональные позиции, необходимые для проведения трудовой диагностики, этапы диагностики, ее принципы, средства, правила, методы проведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять типологию диагностических задач, разработку процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Трудовая диагностика как учебная дисциплина Лекции 2 2
1.2. Трудовая диагностика как учебная дисциплина Сам. работа 2 2
1.3. Нетестовые методы трудовой диагностики Сам. работа 2 6
1.4. Профессиональное тестирование Практические 2 2
1.5. Профессиональное тестирование Сам. работа 2 8
1.6. Организационная диагностика Практические 2 2
1.7. Организационная диагностика Сам. работа 2 10
1.8. Комплексная диагностика Сам. работа 2 8
1.9. Процедура трудовой диагностики Сам. работа 2 10
1.10. Математические методы и методы объективации результатов Сам. работа 2 8
1.11. Ассессмент-центр как стандартизированная диагностическая процедура Сам. работа 2 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Концептуальные основы трудовой диагностики.
2. История профессионального отбора и оценки кадров.
3. Сущность понятия «профессиональная пригодность», правила и технологии ее формирова-ния.
4. Методологическая основа профотбора.
5. Подбор и валидизация методик для проведения профотбора.
6. Принципы и технологии психодиагностики.
7. Особенности и методика отбора персонала коммерческой фирмы.
8. Особенности и методика отбора персонала.
9. Особенности и методика периодической кадровой оценки персонала в коммерческой фирме.
10. Разработка, организация и внедрение системы оценки персонала в коммерческой фирме.
11. Аттестация государственного (муниципального) служащего.
12. Особенности и методика аттестации персонала в коммерческой фирме.
13. Психологический отбор специалистов экстремального профиля.
14. Оценка на основе системы сбалансированных показателей.
15. Оценка на основе ключевых показателей эффективности.
16. Оценка результатов деятельности сотрудника в системе управления по целям (МВО).
17. Психологическое тестирование на основе CPI: возможности и ограничения.
18. Количественные методы оценки.
19. Документационное обеспечение оценки и аттестации персонала.
20. Экспертная оценка персонала: индивидуальные и групповые методы.
21. Профессиональное тестирование персонала.
22. Методы получения информации о работе сотрудника.
23. Оценка при найме и оценка персонала: общее и специфика.
24. Технология бесконтактной оценки при найме персонала.
25. Выявление лидерства в группе.
26. Подбор команды.
27. Основные виды профотбора, их содержание и задачи.
28. Особенности и технологии диагностики специалистов в развитых странах мира,
29. Особенности и технологии диагностики в Вооруженных Силах, МВД, МЧС РФ.
30. Нормативно-правовое обеспечение и этические нормы оценки и трудовой диагностики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакеты прикладных программ: MMPI, тест Люшера, тест Лири, тест Мотивация, тест EPQ, тест Р.Кэттела и др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.