МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археология Южной и Западной Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор исторических наук, профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Археология Южной и Западной Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – представить в целостном виде историю народов населявших территорию Южной и Западной Сибири и продемонстрировать общие и особенные черты их развития в древнейшую, древнюю и средневековую эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю археологических исследований Сибири и сопредельных территорий

основные формы представления результатов научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания по археологии для научно-исследовательской работы

редактировать рукописи согласно выдвигаемым требованиям
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки и интерпретации археологических материалов

навыками представления результатов научного исследования в форме доклада и сообщения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древняя история Южной и Западной Сибири
1.1. Сибирь и ее историко-географическое деление Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Сибирь и ее историко-географическое деление Сам. работа 3 7 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Южная и Западная Сибирь в каменном веке Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Южная и Западная Сибирь в каменном веке Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Елунинская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Ирменская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Ирменская культура Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Пазырыкская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Пазырыкская культура Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Каменская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Каменская культура Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Средневековая история Южная и Западная Сибирь
2.1. Южная и Западная Сибирь в раннем средневековье Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Южная и Западная Сибирь в раннем средневековье Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Одинцовская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Одинцовская культура Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Тюркская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Тюркская культура Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Сросткинская культура Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Сросткинская культура Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Южная и Западная Сибирь в развитом средневековье Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Южная и Западная Сибирь в развитом средневековье Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Культуры Западной Сибири монгольского времени Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Южная и Западная Сибирь в позднем средневековье Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Южная и Западная Сибирь в позднем средневековье Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Историко-географические особенности территории Южной и Западной Сибири.
2. Антропогенез на территории Сибири в каменном веке.
3. Палеолит Южной Сибири.
4. Мезолит Южной Сибири.
5. Неолит Южной и Западной Сибири.
6. Культурногенетические процессы на территории Южной и Западной Сибири в бронзовом веке.
7. Энеолит Южной и Западной Сибири.
8. Елунинская культура.
9. Андроновская культура.
10. Ирменская культура.
11. Культурногенетические процессы на территории Южной и Западной Сибири в раннем железном веке.
12. Бийкенская, майэмирская и большереченская культуры.
13. Пазырыкская культура.
14. Каменская, староалейская и быстрянская культуры.
15. Булан-кобинская культура.
16. Кулайская и майминская культуры.
17. Этнокультурные процессы на территории Южной и Западной Сибири в раннем средневековье.
18. Тюркская культура.
19. Одинцовская культура.
20. Сросткинская культура.
21. Кыргызская культура.
22. Этнокультурные процессы на территории Южной и Западной Сибири в развитом средневековье.
23. Культура племен Южной и Западной Сибири в монгольское время.
24. Кармацкая культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Южная и Западная Сибири в каменном веке.
2. Южная и Западная Сибири в бронзовом веке.
3. Южная и Западная Сибири в раннем железном веке (скифо-сакское время).
4. Южная и Западная Сибири в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время).
5. Южная и Западная Сибири в раннем средневековье.

Темы рефератов
1.Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Южной Сибири.
2.Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Южной Сибири.
3.Специфика присваивающего хозяйства в неолите Южной и Западной Сибири.
4.Ранняя производящая экономика Южной Сибири.
5.Ранняя производящая экономика Западной Сибири.
6.Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности.
7.Ранние кочевники Южной Сибири: специфика хозяйства.
8.Ранние кочевники Западной Сибири: специфика хозяйства.
9.Поздние кочевники Южной Сибири (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства.
10.Поздние кочевники Западной Сибири (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень тем практических заданий
1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Южной и Западной Сибири».
2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Южной и Западной Сибири».
3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Южной и Западной Сибири».
4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Южной и Западной Сибири».
5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня в Южной и Западной Сибири».
6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Южной и Западной Сибири».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Петров Н.И. Археология: учебное пособие Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтай в средневековье // http://www. althisto.ru
Э2 Древности Алтая // http://www. e-lib.gasu.ru
Э3 История Алтая с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.althisto.ru
Э4 Алтай в средневековье // http://www. althisto.ru
Э5 Культура Алтая - Средневековье (середина 1 тыс. - середина 2 тыс. н.э.) // http://www. kyltyra-altaia.ucoz.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Южной и Западной Сибири, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого региона; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических и тестовых заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. Тестовые задания студенты выполняют на семинарских занятиях письменно. При подготовке ответов на вопросы практических и тестовых заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Археология Южной и Западной Сибири», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.