Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель – представить в целостном виде историю народов населявших территорию Южной и Западной Сибири и продемонстрировать общие и особенные черты их развития в древнейшую, древнюю и средневековую эпохи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю археологических исследований Сибири и сопредельных территорий основные формы представления результатов научного исследования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания по археологии для научно-исследовательской работы редактировать рукописи согласно выдвигаемым требованиям |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками обработки и интерпретации археологических материалов навыками представления результатов научного исследования в форме доклада и сообщения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древняя история Южной и Западной Сибири | ||||||
1.1. | Сибирь и ее историко-географическое деление | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Сибирь и ее историко-географическое деление | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Южная и Западная Сибирь в каменном веке | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Южная и Западная Сибирь в каменном веке | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Палеолитические памятники Южной и Западной Сибири | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Елунинская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Южная и Западная Сибирь в бронзовом веке | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Ирменская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Ирменская культура | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Южная и Западная Сибирь в раннем железном веке | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Пазырыкская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Пазырыкская культура | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Каменская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Каменская культура | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Средневековая история Южная и Западная Сибирь | ||||||
2.1. | Южная и Западная Сибирь в раннем средневековье | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Южная и Западная Сибирь в раннем средневековье | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Одинцовская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Одинцовская культура | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Тюркская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Тюркская культура | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Сросткинская культура | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Сросткинская культура | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Южная и Западная Сибирь в развитом средневековье | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | Южная и Западная Сибирь в развитом средневековье | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.11. | Культуры Западной Сибири монгольского времени | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.12. | Южная и Западная Сибирь в позднем средневековье | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.13. | Южная и Западная Сибирь в позднем средневековье | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Историко-географические особенности территории Южной и Западной Сибири. 2. Антропогенез на территории Сибири в каменном веке. 3. Палеолит Южной Сибири. 4. Мезолит Южной Сибири. 5. Неолит Южной и Западной Сибири. 6. Культурногенетические процессы на территории Южной и Западной Сибири в бронзовом веке. 7. Энеолит Южной и Западной Сибири. 8. Елунинская культура. 9. Андроновская культура. 10. Ирменская культура. 11. Культурногенетические процессы на территории Южной и Западной Сибири в раннем железном веке. 12. Бийкенская, майэмирская и большереченская культуры. 13. Пазырыкская культура. 14. Каменская, староалейская и быстрянская культуры. 15. Булан-кобинская культура. 16. Кулайская и майминская культуры. 17. Этнокультурные процессы на территории Южной и Западной Сибири в раннем средневековье. 18. Тюркская культура. 19. Одинцовская культура. 20. Сросткинская культура. 21. Кыргызская культура. 22. Этнокультурные процессы на территории Южной и Западной Сибири в развитом средневековье. 23. Культура племен Южной и Западной Сибири в монгольское время. 24. Кармацкая культура. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Южная и Западная Сибири в каменном веке. 2. Южная и Западная Сибири в бронзовом веке. 3. Южная и Западная Сибири в раннем железном веке (скифо-сакское время). 4. Южная и Западная Сибири в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время). 5. Южная и Западная Сибири в раннем средневековье. Темы рефератов 1.Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Южной Сибири. 2.Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Южной Сибири. 3.Специфика присваивающего хозяйства в неолите Южной и Западной Сибири. 4.Ранняя производящая экономика Южной Сибири. 5.Ранняя производящая экономика Западной Сибири. 6.Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности. 7.Ранние кочевники Южной Сибири: специфика хозяйства. 8.Ранние кочевники Западной Сибири: специфика хозяйства. 9.Поздние кочевники Южной Сибири (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. 10.Поздние кочевники Западной Сибири (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень тем практических заданий 1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Южной и Западной Сибири». 2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Южной и Западной Сибири». 3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Южной и Западной Сибири». 4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Южной и Западной Сибири». 5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня в Южной и Западной Сибири». 6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Южной и Западной Сибири». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
Л1.2 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Добровольская М.В. | Археология: учебное пособие | М.: Прометей, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Петров Н.И. | Археология: учебное пособие | Санкт-Петербург : Издательство «СПбКО», 2008 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Алтай в средневековье | // http://www. althisto.ru | ||
Э2 | Древности Алтая | // http://www. e-lib.gasu.ru | ||
Э3 | История Алтая с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]. Режим доступа: | www.althisto.ru | ||
Э4 | Алтай в средневековье | // http://www. althisto.ru | ||
Э5 | Культура Алтая - Средневековье (середина 1 тыс. - середина 2 тыс. н.э.) | // http://www. kyltyra-altaia.ucoz.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Южной и Западной Сибири, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого региона; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических и тестовых заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. Тестовые задания студенты выполняют на семинарских занятиях письменно. При подготовке ответов на вопросы практических и тестовых заданий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Археология Южной и Западной Сибири», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |