МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

PR и реклама в социокультурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
PR и реклама в социокультурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. социол.наук, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д. социол.наук, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у студентов профессионального взгляда на рекламную деятельность, умений и навыков использования рекламных технологий и приемов создания рекламной продукции в социально-культурном сервисе и туризме.
Основная задача курса – систематизировать представление студентов о специфике этого вида деятельности через анализ конкурентоспособности товаров и услуг, анализ эффективных способов создания рекламной продукции через изучение основных каналов распространения рекламной информации и специфики социально-психологических основ рекламы,PR правовых и этических аспектов регулирования PR и рекламной деятельности, что в значительной степени повысит уровень профессиональной готовности к работе по выбранной специальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 умением планировать и организовывать под контролем коммуникационные кампании и мероприятия
ПК-13 способностью под контролем осуществлять рекламные кампании и мероприятия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы построения и разработки коммуникационной кампании и разных мероприятий в области PR и туризма; основные виды рекламы в туризме; виды и типы фирменной рекламы;способы обеспечения рекламы за рубежом; законодательное и общественное регулирование рекламы в туризме;
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать коммуникационные кампании для продвижения туристических услуг, продвижения сервиса; изучать и оценивать рекламу в туризме; организовывать конкурентоспособную рекламу с применением передовых технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки рекламного продукта; технологиями поиска туристской рекламной информации в глобальной сети Интернет; приемами компьютерной презентации рекламы; навыки планирования коммуникационных кампаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Рекламный процесс: организа- ция и сущность
1.1. Цель, задачи,объект и предмет изучения дисциплины. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Связь с другими науками. Разграничение понятий «рекла- ма» и «PR». Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Связи с общественностью (PR): основные особенности. Особенности продвижения в СКСиТ Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Рекламные агентства, их характеристика, функции и структура. Практические 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и особенности рекламной деятельности. Методы продвижения продуктов и услуг в туризме. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Критерии выбора рекламного агентства. Сам. работа 5 8 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Рынок рекламных агентств Алтайского края: характеристики, функции, структура Практические 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. PR и Реклама и общество: этика и правовое регулирование
2.1. Этические критерии и реклама. Стереотипы в рекламе. Общие и специальные требования к рекламе. Федеральный закон «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью. Права и обязанности участников рекламного процесса. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы.Кодекс рекламной практики. Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Тест Практические 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Социально-психологические основы PR,рекламы. Социально- культурные факторы и PR, реклама. Реклама и идеал нации.PR и реклама как воздействие на мотивы и цели. Социально-психологические методы рекламы. Психология формирования художественного вкуса в рекламе. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. PR и реклама: маркетинговая структура.
3.1. Организация и планирование рекламной кампании на предприятиях туризма. Основные цели рекламной кампании. Планирование рекламного бюджета. Методы формирования рекламного бюджета. Медиапланирование. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Типы графиков размещения рекламной информации. Маркетинговые и рекламные стратегии фирмы. Оценка эффективности рекламной деятельности в туризме. Виды эффективности рекламы. Классификация медиаисследований. Рекламная и PR деятельность и место маркетинга в ней. Рынок маркетинговых исследований. Специфика комплекса мар- кетинговых мероприятий для рекламы. Анализ рекламного рынка Алтайского края(деятельность конкурентов, партнеров, потребителей, других субъектов). Практические 5 2 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Типы графиков размещения рекламной информации. Маркетинговые и рекламные стратегии фирмы. Оценка эффективности рекламной деятельности в туризме. Виды эффективности рекламы. Классификация медиаисследований. Рекламная и PR деятельность и место маркетинга в ней. Рынок маркетинговых исследований. Специфика комплекса мар- кетинговых мероприятий для рекламы. Анализ рекламного рынка Алтайского края(деятельность конкурентов, партнеров, потребителей, других субъектов). Сам. работа 5 12 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Характеристика и особенности маркетинговых исследований в области разработки, оценки и размещения рекламной продукции. Сам. работа 5 12 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Разработка коммуникационной кампании и мероприятий для СКСиТ Алтайского края Практические 5 4 ОПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Покровский, Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм : учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BD5114E9-F2FB-43E2-B338-604566FE7BFE.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Восколович, Нина Александрович Маркетинг туристских услуг: учеб. для вузов -е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Исмаев, Д.К Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса) : учебно-практическое пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2005 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э4 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э6 Управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному сбору alttur22.ru
Э7 Реклама и связи с общественностью в социально-культурном сервисе и туризме: ЭУМКД. Режим доступа: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3576 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.