МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Традиционные культуры Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор, Усанова Алла Леонидовна

Рабочая программа дисциплины
Традиционные культуры Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов толерантное отношение к традициях в материальной и духовной культуре различных этнокультурных групп, проживающих на территории Алтая в контексте отечественной истории и культуры как едином историко-культурном пространстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы и особенности историко-культурного процесса на Алтае
- специфику историко-культурного развития основных этнокультурных групп Алтая
- основные тенденции моды в традиционной культуре
- аспекты выполнения работ соответствующего квалификационного уровня
3.2.Уметь:
3.2.1.- соотносить историко-культурные процессы на Алтае с процессами в области регионального искусства
- ориентироваться в специфике региональных культурных традиций
- анализировать и изучать тенденции традиционной моды, используя различные источники информации
- выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками искусствоведческого анализа произведений декоративно-прикладного искусства различных этнокультурных групп Алтая
- навыками организации социокультурной деятельности, направленной на сохранение и освоение культурного наследия
- методикой и технологией построения традиционных причесок
- навыками выполнения работ соответствующего квалификационного уровня

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты курса "Традиционные культуры Алтая"
1.1. Актуальные проблемы курса. Основные понятия (традиция, обычай, ритуал, преемственность). Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Актуальные проблемы курса. Основные понятия (традиция, обычай, ритуал, преемственность). Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Традиционная культура этнокультурных групп на территории Алтая
2.1. Переселение русских и украинцев на Алтай Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Переселение русских и украинцев на Алтай Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Крестьянская архитектура Алтая Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Крестьянская архитектура Алтая Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Сельская домовая резьба на территории Алтая Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Сельская домовая резьба на территории Алтая Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Интерьер русской избы Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Интерьер русской избы Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Традиционная одежда старожилов и переселенцев переселенцев Практические 2 2 ОК-2, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Традиционная одежда старожилов и переселенцев переселенцев Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Старообрядцы Алтая – быт и традиции Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Старообрядцы Алтая – быт и традиции Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.13. Казачество на Алтае – быт и традиции Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотекаhttp://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение