Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 140 | 140 | 140 | 140 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами народного творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями отечественных композиторов обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-5 | готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста |
ПК-15 | способностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию выразительные и технические возможности оркестровых инструментов специфику репетиционной работы по группам и общего состава особенности чтения с листа и закономерности транспонирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | читать с листа и анализировать музыкальный материал использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разнообразными исполнительскими приемами навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта чтением с листа музыкальных произведений разных жанров и форм средствами музыкальной выразительности при расшифровке авторского текста |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристики оркестровых партитур. | ||||||
1.1. | Партитура, виды партитур, партитурная запись. Изложение партий инструментов и групп оркестра в партитуре. | Практические | 3 | 1 | ПК-15 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. | Сам. работа | 3 | 34 | ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Цели и задачи курса чтения оркестровых партитур. Составы оркестров. Составы инструментальных ансамблей. Характеристика музыкальных инструментов и оркестровых групп, их роль в оркестре. | Практические | 3 | 1 | ПК-15 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. | Сам. работа | 3 | 34 | ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура монодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. | Практические | 3 | 1 | ПК-15 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. | Сам. работа | 3 | 36 | ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения. Оркестровые функции: функция мелодии, функциональный бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Оркестровый план. | Практические | 3 | 1 | ПК-15 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. | Сам. работа | 3 | 36 | ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э4 | Дисциплина "Чтение и анализ партитур" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
117Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр |
В программе главное место отводится вопросом технологического изучения оркестровой ткани и навыкам фортепианного исполнения партитур. Одним из методов, применяемых в учебной практике, является предварительный анализ, сочетающийся с проигрыванием на фортепиано основных фактурных элементов партитуры. Кроме того, анализируя оркестровую партитуру, нужно разобраться в динамическом плане, раскрыть, какими средствами достигается динамическая кульминация. Таким образом, знания, логика мышления, развитая профессионально речь студента в сочетании с навыками фортепианного чтения оркестровых партитур становятся важными профессиональными качеcтвами музыканта-будущего дирижера коллектива, педагога, исполнителя. |