МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение и анализ партитур
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 140
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 140 140 140 140
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
засл. деятель искусств РФ, проф., Корниенко Н.А.

Рецензент(ы):
засл. работник культуры РСФСР, к.филос.н., проф., Россинский А. Г.

Рабочая программа дисциплины
Чтение и анализ партитур

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами народного творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями отечественных композиторов
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15: способностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности
ПК-5: готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию
выразительные и технические возможности оркестровых инструментов
специфику репетиционной работы по группам и общего состава
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования
3.2.Уметь:
3.2.1.читать с листа и анализировать музыкальный материал
использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными исполнительскими приемами
навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта
чтением с листа музыкальных произведений разных жанров и форм
средствами музыкальной выразительности при расшифровке авторского текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристики оркестровых партитур.
1.1. Партитура, виды партитур, партитурная запись. Изложение партий инструментов и групп оркестра в партитуре. Практические 3 1 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 34 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Цели и задачи курса чтения оркестровых партитур. Составы оркестров. Составы инструментальных ансамблей. Характеристика музыкальных инструментов и оркестровых групп, их роль в оркестре. Практические 3 1 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 34 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура монодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 3 1 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 36 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения. Оркестровые функции: функция мелодии, функциональный бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Оркестровый план. Практические 3 1 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 36 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D638293C-4859-41CB-B619-D1DE3C6D541D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/517A7676-048F-4D77-A0DD-6C3EF8FA03EB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 https://e.lanbook.com/book/63061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Дисциплина "Чтение и анализ партитур"в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8417
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В программе главное место отводится вопросом технологического изучения оркестровой ткани и навыкам фортепианного исполнения партитур. Одним из методов, применяемых в учебной практике, является предварительный анализ, сочетающийся с проигрыванием на фортепиано основных фактурных элементов партитуры. Кроме того, анализируя оркестровую партитуру, нужно разобраться в динамическом плане, раскрыть, какими средствами достигается динамическая кульминация. Таким образом, знания, логика мышления, развитая профессионально речь студента в сочетании с навыками фортепианного чтения оркестровых партитур становятся важными профессиональными качеcтвами музыканта-будущего дирижера коллектива, педагога, исполнителя.