МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регламентация и нормирование труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Регламентация и нормирование труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам необходимый объем знаний о теоретических положениях учебной дисциплины "Регламентация и нормирование труда" и привить необходимые практические навыки по нормированию труда в организации. получение студентами знаний по теории организации и нормирования трудовой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике
ПК-11 владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия организации и нормирования труда;основные элементы организации труда на предприятии; виды норм и нормативов по труду; процессы групповой динамики и принципы формирования команды;
основные понятия рабочего времени,основные понятия организационной и функционально-штатной структуры организации;
содержание и виды локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)

3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике методы анализа работ и рабочих мест;
применять на практике методы расчёта норм труда;
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач по управлению персоналом;
анализировать и оценивать состояние организации труда персонала,оценивать эффективность организации труда персонала
разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организации труда;


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда персонала; разработки регламентов и норм труда персонала;
организации групповой работы;
разработки организационной и функционально-штатной структуры;
разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда;
расчета норм труда


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регламентация труда, виды регламентов. Затраты рабочего времени, их структура. Методы изучения затрат рабочего времени. Виды норм и нормативов по труду. Методы нормирования труда. Анализ нормирования труда. Управление нормированием труда на предприятии
1.1. Сущность и основные задачи регламентации и нормирования труда в современных условиях Лекции 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность и основные задачи регламентации и нормирования труда в современных условиях Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Сущность и основные задачи регламентации и нормирования труда в современных условиях Сам. работа 6 6 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Понятие, виды и особенности производственных процессов Лекции 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Понятие, виды и особенности производственных процессов Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Понятие, виды и особенности производственных процессов Сам. работа 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Классификации затрат рабочего времени Лекции 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Классификации затрат рабочего времени Практические 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Классификации затрат рабочего времени Сам. работа 6 5 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Методы изучения затрат рабочего времени Лекции 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.11. Методы изучения затрат рабочего времени Практические 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.12. Хронометраж Лабораторные 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.13. Фотография рабочего времени Лабораторные 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.14. Виды фотографии рабочего времени Лабораторные 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.15. Методы изучения затрат рабочего времени Сам. работа 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.16. Нормативы и регламенты по труду Лекции 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.17. Нормативы и регламенты по труду Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.18. Нормативы и регламенты по труду Сам. работа 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.19. Нормы труда и их классификация Лекции 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.20. Нормы труда и их классификация Практические 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.21. Расчет различных видов норм труда Лабораторные 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.22. Нормы труда и их классификация Сам. работа 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.23. Методы нормирования труда и их развитие Лекции 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.24. Методы нормирования труда и их развитие Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.25. Методы нормирования труда и их развитие Сам. работа 6 6 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.26. Управление нормированием труда в современных условиях Лекции 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.27. Управление нормированием труда в современных условиях Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.28. Анализ качества нормирования труда Лабораторные 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.29. Управление нормированием труда в современных условиях Сам. работа 6 4 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.30. Особенности нормирования труда в условиях различных типов производства Лекции 6 0 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.31. Особенности нормирования труда в условиях различных типов производства Практические 6 1 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.32. Особенности нормирования труда в условиях различных типов производства Сам. работа 6 2 ПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рябчикова Т. А. Основы организации труда: ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Курочкин В.Н. Организация, нормирование и оплата труда: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К, https://e.lanbook.com/book/93449, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Мансуров, Р. Е. Настольная книга директора по персоналу : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D057E333-CC4E-4790-A253-7120F3BF5959
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Регламентация и нормирование труда portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.