МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.06.01. Политические науки и регионоведение
НаправленностьПолитические институты, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_06_01_Политические науки и регионоведение-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Заусаева Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 900)

составлена на основании учебного плана:
41.06.01 Политические науки и регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности» являются развитие у аспирантов умений и навыков исследовательской работы, методологической, методической и библиографической культур, необходимых для квалифицированного участия в развитии знаний о политике и управления ею, их знакомство с основными научными парадигмами современной политологии, методами политологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью осуществлять исследование политических институтов, акторов, процессов и технологий с опорой на современные подходы и методы политической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, проблемы и тенденции развития современной политологии;
содержание и терминологию концепций и школ в современной политологии;
новейшие методологические подходы к проблемам политической науки, разработанные в различных национальных школах
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания об основных тенденциях и направлениях современной политической науки в научных исследованиях;
анализировать специфику подходов к изучению политической проблем, существующих в современной политической науке;
использовать полученные знания в собственных научных исследованиях, для развития научного знания о политике, государстве и власти
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знаний об основных направлениях и тенденциях современной политологии для анализа и интерпретации представлений о политике, государстве, власти;
проведения собственных научных исследованиях, для развития научного знания о политике, государстве и власти

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Технология научных политологических исследований
1.1. Научное исследование как вид деятельности Лекции 2 2 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4
1.2. Научное познание: особенности, современные тенденции Сам. работа 2 4 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4
1.3. Принципы и технология проведения научных исследований Лекции 2 4 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
1.4. Структура политологического исследования Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9
1.5. Гипотезы научного исследования: функции, виды, формулировка Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
1.6. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
Раздел 2. Проектирование политологических исследований
2.1. Проектирование научного политологического исследования Лекции 2 4 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.2. Проектирование научного политологического исследования Практические 2 4 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.3. Проектирование научного политологического исследования Сам. работа 2 4 Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.4. Методы современной политологии Практические 2 2 Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л1.3
2.5. Методы современной политологии Сам. работа 2 10 Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л1.3
2.6. Библиографический аппарат и эмпирическая база политологического исследования Практические 2 2 Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.7. Информационная база научного исследования Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.8. Состояние и степень разработанности темы: описание и критерии оценки Сам. работа 2 4 Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.9. Написание и оформление научных статей и тезисов Практические 2 2 Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.10. Типы научных текстов Сам. работа 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.11. Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов Лекции 2 2 Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4
2.12. Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов Практические 2 4 Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4
Раздел 3. Методологические основы политологических исследований
3.1. Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов Лекции 3 4 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.2. Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов Сам. работа 3 2 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.3. Теории двойной структурации Э. Гидденса и поля политики П. Бурдье Практические 3 2 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.4. Теория двойной структурации Э. Гидденса и поля политики П. Бурдье Сам. работа 3 2 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.5. Развитие методологии институционального анализа в политической науке Лекции 3 4 Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.6. Основные этапы развития методологии институционального анализа в западной политической науке Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.7. Основные направления неоинституционализма Практические 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.8. Основные направления неоинституционализма Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.9. Сущность и типы развития институтов Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.10. Теория динамики политических институтов Д. Норта Практические 3 2 Л2.5, Л1.1, Л1.3
3.11. Теория динамики политических институтов Д. Норта Сам. работа 3 2 Л2.5, Л1.1, Л1.3
3.12. Формирование рыночного подхода к политике Лекции 3 4 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.13. Теория рационального и общественного выбора Практические 3 4 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.14. Теория рационального и общественного выбора Сам. работа 3 3 Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.15. Сетевой подход к анализу политических отношений Практические 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.6, Л1.3
3.16. Сетевой подход к анализу политических отношений Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.3, Л1.6, Л1.3
3.17. Теории информационного общества как методология исследования Практические 3 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.3, Л1.3
3.18. Теории информационного общества как методология исследования Сам. работа 3 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету и экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 biblioclub.ru
Л1.3 под ред. Р. Гудина, Х. -Д. Клингеманн; науч. ред. рус. изд. Е. Б. Шестопал. Политическая наука: новые направления: М. : Вече, 1999
Л1.4 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 И.Н. Кузнецов Основы научных исследований: учебное пособие Москва : ИТК <Дашков и Кш>, 2017 biblioclub.ru
Л1.6 Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов Политические сети. Теория и методы анализа: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Никитич Л. А. История и философия науки : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.3 Л.В. Сморгунов Современная сравнительная политология: учеб. для вузов М.: РОССПЭН, 2002
Л2.4 В.П. Горелов; С.В. Горелов ; Л.В. Садовская Магистерская диссертация: практическое пособие для магистрантов всех специальностей вузов Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.5 В. В. Желтов, М. В. Желтов Политическая социология: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
Л2.6 С. П. Расторгуев Основы информационной безопасности: учеб. пособие для вузов. Гриф МО М.: Академия, 2009
Л2.7 Кожухар В.М. Основы научных исследований: Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 znanium.com
Л2.8 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.9 Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2009 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э3 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э4 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э5 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э6 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Методология и методика политического исследования portal.edu.asu.ru
Э9 Российская ассоциация политической науки www.rapn.ru
Э10 Портал издательства SAGE Publications www.sagepub.com
Э11 Сайт Центра политических технологий politcom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" студент должен освоить технологию проектирования и проведения научных исследований. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков, выдвижению самостоятельных гипотез и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его методологическая и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований;
2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний;
3. подготовить несколько видов текстов и научной документации по теме собственного научного исследования.
Особое внимание следует обратить на раздел, посвященный теоретико-методологическим основам политологических исследований. Практические занятия по данным темам предназначены (через самостоятельное изучение оригинальных текстов и последующее их коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные идеи, положения, закономерности отдельных методологических подходов в современной политологии, сформировать у них мировоззрение исследователя, методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных исследователей.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования;
2. развития у него умений и навыков отбора и применения общих и специальных методов современной политической науки к анализу современных политических процессов;
3. развития умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, эмпирические данные;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков проектирования и проведения исследовательской работы, оформления различных научных текстов.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, подготовку к зачету и экзамену, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над проектом собственной научной работой. В процессе выполнения проекта студент конкретизирует изученную им информацию применительно к определенной теме в области политологии.