Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.06.01. Политические науки и регионоведение |
Направленность | Политические институты, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_06_01_Политические науки и регионоведение-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 | 28 | 28 |
Сам. работа | 46 | 46 | 19 | 19 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности» являются развитие у аспирантов умений и навыков исследовательской работы, методологической, методической и библиографической культур, необходимых для квалифицированного участия в развитии знаний о политике и управления ею, их знакомство с основными научными парадигмами современной политологии, методами политологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности |
ПК-3 | способностью осуществлять исследование политических институтов, акторов, процессов и технологий с опорой на современные подходы и методы политической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления, проблемы и тенденции развития современной политологии; содержание и терминологию концепций и школ в современной политологии; новейшие методологические подходы к проблемам политической науки, разработанные в различных национальных школах |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания об основных тенденциях и направлениях современной политической науки в научных исследованиях; анализировать специфику подходов к изучению политической проблем, существующих в современной политической науке; использовать полученные знания в собственных научных исследованиях, для развития научного знания о политике, государстве и власти |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования знаний об основных направлениях и тенденциях современной политологии для анализа и интерпретации представлений о политике, государстве, власти; проведения собственных научных исследованиях, для развития научного знания о политике, государстве и власти |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Технология научных политологических исследований | ||||||
1.1. | Научное исследование как вид деятельности | Лекции | 2 | 2 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
1.2. | Научное познание: особенности, современные тенденции | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
1.3. | Принципы и технология проведения научных исследований | Лекции | 2 | 4 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
1.4. | Структура политологического исследования | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9 | |
1.5. | Гипотезы научного исследования: функции, виды, формулировка | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
1.6. | Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
Раздел 2. Проектирование политологических исследований | ||||||
2.1. | Проектирование научного политологического исследования | Лекции | 2 | 4 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.2. | Проектирование научного политологического исследования | Практические | 2 | 4 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.3. | Проектирование научного политологического исследования | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.8, Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.4. | Методы современной политологии | Практические | 2 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л1.3 | |
2.5. | Методы современной политологии | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.5, Л2.1, Л2.3, Л1.3 | |
2.6. | Библиографический аппарат и эмпирическая база политологического исследования | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.7. | Информационная база научного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.8. | Состояние и степень разработанности темы: описание и критерии оценки | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.9. | Написание и оформление научных статей и тезисов | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.10. | Типы научных текстов | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.4, Л2.7, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.11. | Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
2.12. | Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов | Практические | 2 | 4 | Л1.2, Л1.4, Л1.5, Л2.9, Л2.4 | |
Раздел 3. Методологические основы политологических исследований | ||||||
3.1. | Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов | Лекции | 3 | 4 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.2. | Постструктуралистский подход к исследованию политических процессов | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.3. | Теории двойной структурации Э. Гидденса и поля политики П. Бурдье | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.4. | Теория двойной структурации Э. Гидденса и поля политики П. Бурдье | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.5. | Развитие методологии институционального анализа в политической науке | Лекции | 3 | 4 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.6. | Основные этапы развития методологии институционального анализа в западной политической науке | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.7. | Основные направления неоинституционализма | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.8. | Основные направления неоинституционализма | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.9. | Сущность и типы развития институтов | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.10. | Теория динамики политических институтов Д. Норта | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.11. | Теория динамики политических институтов Д. Норта | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.12. | Формирование рыночного подхода к политике | Лекции | 3 | 4 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.13. | Теория рационального и общественного выбора | Практические | 3 | 4 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.14. | Теория рационального и общественного выбора | Сам. работа | 3 | 3 | Л2.5, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.15. | Сетевой подход к анализу политических отношений | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.6, Л1.3 | |
3.16. | Сетевой подход к анализу политических отношений | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.3, Л1.6, Л1.3 | |
3.17. | Теории информационного общества как методология исследования | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.3, Л1.3 | |
3.18. | Теории информационного общества как методология исследования | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.3, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету и экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сирота Н.М. | Идеология и политика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Шкляр М. Ф. | Основы научных исследований: учебное пособие | М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 | biblioclub.ru |
Л1.3 | под ред. Р. Гудина, Х. -Д. Клингеманн; науч. ред. рус. изд. Е. Б. Шестопал. | Политическая наука: новые направления: | М. : Вече, 1999 | |
Л1.4 | Дрещинский В.А. | Методология научных исследований: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | И.Н. Кузнецов | Основы научных исследований: учебное пособие | Москва : ИТК <Дашков и Кш>, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.6 | Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов | Политические сети. Теория и методы анализа: учеб. для вузов | М. : Аспект Пресс, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Никитич Л. А. | История и философия науки : учеб. пособие для вузов | ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
Л2.3 | Л.В. Сморгунов | Современная сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: РОССПЭН, 2002 | |
Л2.4 | В.П. Горелов; С.В. Горелов ; Л.В. Садовская | Магистерская диссертация: практическое пособие для магистрантов всех специальностей вузов | Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | В. В. Желтов, М. В. Желтов | Политическая социология: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
Л2.6 | С. П. Расторгуев | Основы информационной безопасности: учеб. пособие для вузов. Гриф МО | М.: Академия, 2009 | |
Л2.7 | Кожухар В.М. | Основы научных исследований: | Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 | znanium.com |
Л2.8 | Ельчанинов В.А. | Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л2.9 | Волков Ю.Г. | Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие | Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2009 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э3 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э4 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент | ecsocman.hse.ru | ||
Э5 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э7 | Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э8 | Методология и методика политического исследования | portal.edu.asu.ru | ||
Э9 | Российская ассоциация политической науки | www.rapn.ru | ||
Э10 | Портал издательства SAGE Publications | www.sagepub.com | ||
Э11 | Сайт Центра политических технологий | politcom.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В процессе освоения дисциплины "Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности" студент должен освоить технологию проектирования и проведения научных исследований. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков, выдвижению самостоятельных гипотез и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его методологическая и библиографическая культура. Для успешного освоения дисциплины студент должен: 1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований; 2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний; 3. подготовить несколько видов текстов и научной документации по теме собственного научного исследования. Особое внимание следует обратить на раздел, посвященный теоретико-методологическим основам политологических исследований. Практические занятия по данным темам предназначены (через самостоятельное изучение оригинальных текстов и последующее их коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные идеи, положения, закономерности отдельных методологических подходов в современной политологии, сформировать у них мировоззрение исследователя, методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных исследователей. В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования; 2. развития у него умений и навыков отбора и применения общих и специальных методов современной политической науки к анализу современных политических процессов; 3. развития умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, эмпирические данные; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков проектирования и проведения исследовательской работы, оформления различных научных текстов. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, подготовку к зачету и экзамену, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над проектом собственной научной работой. В процессе выполнения проекта студент конкретизирует изученную им информацию применительно к определенной теме в области политологии. |