МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая теория
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 186
самостоятельная работа 228
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 50 50 42 42 92 92
Практические 50 50 44 44 94 94
Сам. работа 125 125 103 103 228 228
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 252 252 216 216 468 468

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Солопова Н.Н.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон наук, проф. Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р экон наук, проф. Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Экономическая теория» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ анализа экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня.
Важнейшие задачи изучаемой дисциплины:
•знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования экономических процессов и явлений;
•изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;
•развитие аналитических способностей студентов;
•умение самостоятельно осуществлять анализ основных тенденций развития экономических явлений;
•формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории, закономерности и принципы развития экономических процессов на макро- и микроэкономическом уровне
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать закономерности экономической науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.общенаучными и специфичными методами экономической науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Микроэкономика
1.1. Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории Лекции 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории Практические 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Экономика как наука. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и методология экономической теории Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. Лекции 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. Практические 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические агенты. Проиизводственные отношения. Отношения собственности. Экономический кругооборот. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора в экономике. Сам. работа 1 16 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.7. Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.8. Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. Практические 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.9. Рынок: сущность, функции, классификация. Спрос. Функция спроса, Кривая спроса.Предложение, Функция предложения. Закон предложения, Эластичность спроса. Рыночное равновесие. Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.10. Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. Лекции 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.11. Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. Практические 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.12. Поведение потребителя в рыночной экономике. Кардиналистская теория потребительского выбора. Ординалистская теория потребительского выбора. Полезность. Кривая безразличия, Бюджетное ограничение. Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.13. Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. Лекции 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.14. Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. Практические 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.15. Фирма в рыночной экономике. Экономическая природа фирмы, организационные формы фирм. Классификация издержек фирмы. Продукт производства и его измерение. Прибыль фирмы. Фирма в долгосрочном и краткосрочном периодах. Производственная функция. Отдача от масштаба производства. Сам. работа 1 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.16. Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.Антимонопольное регулирование. Лекции 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.17. Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.Антимонопольное регулирование. Практические 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.18. Конкуренция, ее формы и виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.Антимонопольное регулирование. Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.19. Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. Лекции 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.20. Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. Практические 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.21. Рынки факторов производства. Рынок труда. Заработная плата, формы и системы. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент. Рынок земли. Абсолютная и дифференциальная рента. Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.22. Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.23. Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Практические 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.24. Несовершенства рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.25. Экзамен 1 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Макроэкономика
2.1. Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Предмет макроэкономики. Проблемы макроэкономического развития. Основные субъекты макроэкономики. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели. Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. Лекции 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. Практические 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Макроэкономическое равновесие: основные модели. Классическая теория равновесия. Кейнсианская теория равновесия. Модель AD - AS. Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. Практические 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.9. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики. Экономические циклы, их виды. Экономические кризисы. Безработица: сущность и виды. Последствия безработицы. Политика полной занятости. Инфляция: сущность и виды. Антиинфляционная политика. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.10. Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.11. Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.12. Финансовая система. Экономические аспекты налогообложения. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Сущность и экономические функции налогов. Фискальная политика государства. Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.13. Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.14. Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.15. Денежно-кредитная система. Деньги и их функции. Денежная система. Банки, их функции, виды операций. Центральный банк, его функции. Монетарная политика. Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.16. Причины и цели государственного регулирования экономики. Методы и модели государственного регулирования. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.17. Причины и цели государственного регулирования экономики. Методы и модели государственного регулирования. Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.18. Причины и цели государственного регулирования экономики. Методы и модели государственного регулирования. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.19. Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.20. Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.21. Мировое хозяйство. Международные экономические отношения. Международная торговля. Платежный баланс страны. Валютный курс и факторы его изменения. Внешний долг. Сам. работа 2 7 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.22. Выполнение курсовой работы Сам. работа 2 30 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.23. Экзамен 2 27 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭБ (курс.раб), 2 экз.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенников П. И. Экономика : учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
Л1.2 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573438
Л1.3 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыбина З.В. Экономика: учебное пособие М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=450634&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека http://do.gendocs.ru
Э2 Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/14
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
Э4 Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru:8101/
Э5 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова http://uwh.lib.msu.su/
Э6 Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета http://www.rubricon.ru/
Э7 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://www.inion.ru/product/db_2.htm
Э8 Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
Э9 Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4704

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к практическим занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов по месту работы студента. К каждой теме курсовой работы рекомендуется примерный перечень узловых вопросов, список необходимой литературы.
Излагая вопросы темы, следует строго придерживаться плана. Работа не должна представлять пересказ отдельных глав учебника или учебного пособия. Необходимо изложить собственные соображения по существу излагаемых вопросов, внести свои предложения. Общие положения должны быть подкреплены и пояснены конкретными примерами. Излагаемый материал при необходимости следует проиллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и т.д.
Необходимо изучить литературу, рекомендуемую для выполнения курсовой работы. Чтобы полнее раскрыть тему, студенту следует выявить дополнительные источники и материалы. При написании курсовой работы необходимо ознакомиться с публикациями по теме, опубликованными в журналах.
Курсовая работа выполняется и оформляется в соответствии с "Методическими рекомендациями по выполнению и защите курсовых работ".
Выполненная курсовая работа представляется на рецензирование в срок, установленный графиком учебного процесса, с последующей ее устной защитой (собеседование).
Курсовая работа является самостоятельным творчеством студента, позволяющим судить о знаниях в области риторики.
Студент, со своей стороны, при выполнении курсовой работы должен показать умение работать с различной литературой, давать анализ соответствующих источников, аргументировать сделанные в работы выводы и, главное – раскрыть выбранную тему.
По общему правилу написание курсовых работ начинается с выбора темы, по которой она будет написана. Желательно, чтобы тема была актуальной. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы и самостоятельное составление плана работа.
Прежде всего, необходимо изучить вопросы темы по хрестоматийным источникам (учебники, учебные пособия и пр.), где материал излагается в наиболее доступной форме, а затем переходить к более глубокому усвоению вопросов выбранной темы, используя рекомендованную и иную литературу.
В процессе исследования литературных источников рекомендуется составлять конспект, делая выписки с учетом темы и методических указаний. После изучения литературы по риторике студент должен продумать план курсовой работы и содержание ответов на поставленные вопросы.
Вместе с общими вопросами настоящих методических указаний студент должен четко соблюдать ряд требований, предъявляемых к курсовым работам, имеющим определенную специфику. Это, в частности, требования к структуре курсовых работ, ее источникам, оформлению, критериям ее оценки, ссылкам на нормативные акты, литературные источники, последовательность расположения нормативных актов и др. Структуру курсовых работ составляют:
 план работы;
 краткое введение, обосновывающее актуальность исследуемой проблемы;
 основной текст (главы, параграфы);
 заключение, краткие выводы по исследуемой проблеме;
 список использованной литературы, материалов практики и др.
При оформлении курсовой работы студент должен пользоваться установленным образцом. Ориентировочный объем курсовой работы может варьироваться, в зависимости от тематики, и составлять от 30 до 35 страниц машинописного текста. Не рекомендуется выполнять работы на школьных тетрадях.
Курсовая работа должна быть обязательно пронумерована и подписана на последней странице после списка литературы и сдана в деканат либо научному руководителю.
На оценку курсовой работы влияют, по общему правилу, следующие критерии:
 степень раскрытия темы;
 объем использованной научной литературы, нормативных актов, практики;
 стиль изложения и творческий подход к написанию работы;
 правильность и развернутая аргументация выводов;
 аккуратность оформления работы и др.
При несоблюдении вышеперечисленных требований, предъявляемых к курсовой работе, она не принимается или оценивается неудовлетворительно и возвращается для устранения недостатков, либо доработки с указанием в развернутой рецензии упущений и ошибок.
Студенту необходимо иметь в виду, что причинами неудовлетворительной оценки работы могут быть, например, следующие недочеты:
 работа выполнена только на базе учебника или учебного пособия и представляет собой их дословное изложение (конспект);
 работа выполнена путем механического списывания из учебника (учебных пособий), статей;
 работа написана неграмотно и неряшливо оформлена, независимо от содержания, не использованы рекомендованные законодательные и другие акты.
При оформлении работы списки использованной литературы делятся на две части: основную (источники, на которые имеется ссылка в курсовой работе) и дополнительную (все иные источники, изучаемые в связи с подготовкой к написанию курсовой работы). Вся литература должна располагаться в алфавитном порядке. С полным библиографическим описанием.