МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического прогнозирования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач
ПК-36: способностью составлять прогнозы динамики основных экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности и методы экономического прогонзирования
- о методах прогнозирования (не менее 5 формализованных и не менее 5 экспертных)
- о технологии прогнозирования
- о способах формирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов (не менее 5 способов)
- о трендовых моделях прогнозирования динамики
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов (не менее 5 способах)
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности прогнозирования
сущность и методы экономического прогнозирования (не менее 5)
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь выявлять закономерности и эффективно использовать методы экономического прогнозирования при решении управленческих задач
- применять формализованные методы для разработки прогнозов (не менее 5)
- применять экспертные методы для разработки прогнозов (не менее 5)
разрабытывать прогнозы формализованными (не менее 5) и экспертными (не менее 5) методами прогнозирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками эффективного применения методов экономического прогнозирования при решении управленческих задач
- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза
- сбора информации для разработки прогнозов
навыками разработки экономических прогнозов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 5 16 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.3. Основы теории и организации экономического прогнозирования Практические 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.4. Формализованные методы прогнозирования Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.5. МЕтоды прогнозирования динамики Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.6. Прогнозная экстраполяция Лабораторные 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.7. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний Лабораторные 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.8. Корреляционно-регрессионный анализ в экономическом прогнозировании Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.9. Корреляционно-регрессионный анализ Лабораторные 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.10. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.11. Экспертные методы прогнозирования Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.12. Коллективные экспертные оценки Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.13. Экспертные методы прогнозирования Практические 5 2 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.14. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 5 12 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.15. Коллективные экспертные оценки Практические 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.16. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.17. Методы предпрогнозных исследований Лекции 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.18. Методы предпрогнозных исследований Лабораторные 5 4 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1
1.19. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 5 14 ОПК-2, ПК-36 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ОЭП_38_05_01_ЭБ-2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metody-prognozirovaniya-socialno-ekonomicheskih-processov-415740
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453446
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э13 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=634
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения промежуточной аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов.
Учебные материалы и вся необходимая информация представлены на образовательном портале Алтайского государственного университета в системе MOODLE по электронному адресу http://portal.edu.asu.ru/course/