МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического прогнозирования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна;профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 "экономика"(утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о.зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах формирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики экономических процессов и явлений
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования динамики экономических процессов и явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- применять экспертные методы для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками
- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений
- выбора методов и моделей прогнозирования динамики экономических процессов и явлений, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза динамики экономических процессов и явлений
- сбора информации для разработки прогнозов динамики экономических процессов и явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 3 16 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Формализованные методы прогнозирования Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. МЕтоды прогнозирования динамики Сам. работа 3 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Прогнозная экстраполяция Лабораторные 3 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 3 20 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Экспертные методы прогнозирования Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 3 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Коллективные экспертные оценки Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 3 14 ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metody-prognozirovaniya-socialno-ekonomicheskih-processov-415740
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453446
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э13 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=634
6.3. Перечень программного обеспечения
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
17.Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
сайты Госкомстата, Минэкономразвития, Администрации Алтайского края

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется использовать ЭУМК, размещенный на образовательном портале АлтГУ