МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.03 "управление персоналом"(утвержден приказом Минобрнауки России от 14.12.2015 №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о. зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н, доцент, Бутакова Марина Михайловна, и.о. зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в овладении студентами теоретическими основами и практическими навыками в области экономического прогнозирования.
Реализация дисциплины предполагает решение следующих задач:
 Ознакомление студентов с методами экономического прогнозирования.
 Изучение содержания, сущности и принципов прогнозирования как системы предвидения будущего, оценивающей нужды, потребности и ожидания субъектов экономики.
 Приобретение студентами знаний и конкретных навыков в сборе информа-ции и разработке прогнозов.
 Изучение приемов и методов оценки качества экономических прогнозов.
 Приобретение навыков в области предпрогнозных исследований экономики.
 Изучение принципов и методов формирования организационных структур прогнозирования на отечественных предприятиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах прогнозирования
- о технологии прогнозирования
- о способах фомирования экспертной группы и оценке компетентности экспертов
- о трендовых моделях прогнозирования динамики
- о корреляционных моделях прогнозирования взаимосвязей между экономическими объектами
- о способах верификации прогнозов
- о методах предпрогнозных исследований
- о сущности и принципах прогнозирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять формализованные методы для разработки прогнозов
- применять экспертные методы для разработки прогнозов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки задания на прогноз
- разработки прогнозов
- выбора методов прогнозирования, наиболее целесообразных для разработки конкретных прогнозов
- оценки достоверности прогноза
- сбора информации для разработки прогнозов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и организационно-методические основы экономического прогнозирования
1.1. Основы теории и организации экономического прогнозирования Лекции 3 1 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Основы теории и организации экономического прогнозирования Сам. работа 3 20 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Формализованные методы прогнозирования Лекции 3 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Прогнозная экстраполяция Лабораторные 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Прогнозная экстраполяция с учетом сезонных колебаний Лабораторные 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Формализованные методы прогнозирования Сам. работа 3 20 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Экспертные методы прогнозирования Лекции 3 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Экспертные методы прогнозирования Практические 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Экспертные методы прогнозирования Сам. работа 3 20 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Коллективные экспертные оценки Сам. работа 3 20 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Методы предпрогнозных исследований Лекции 3 1 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 3 14 ОПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антохонова, И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Садовничий В.А., Акаев А.А., Каратаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики: ИСПИ РАН, 2012
Л2.3 Л. Е. Басовский Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э2 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э3 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э4 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э5 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э6 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э7 www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э8 www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э9 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э10 www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э11 www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э12 www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э13 Курс в Moodle «Основы экономического прогнозирования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)
сайты Госкомстата, Минэкономразвития, Администрации Алтайского края

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется использовать ЭУМК, размещенный на образовательном портале АлтГУ