МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, Профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития дизайна, включая современность, и теоретических основаниях этого процесса.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка формального анализа объектов дизайна различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности современного дизайн-проектирования в контексте развития информационных технологий, специфику цифровых видов дизайна
технологию дизайн-проектирования в современных условиях
3.2.Уметь:
3.2.1.определять актуальные тенденции проектирования в дизайне, определять художественный уровень дизайн-решения и определять значение дизайн-проекта в историческом контексте
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами выявления особенностей дизайн-проекта в контексте исторической перспективы и актуального развития дизайна, навыками исследования форм и средств современного дизайн-проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Лекции 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Лекции 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Лекции 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Практические 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.11. Подготовка конспекта:Центры врзрождения ремесла.Абрамцевский кружок. Талашкино. Художественно-эстетические влияния в ремесленном производстве Сам. работа 4 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Лекции 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Первые теории дизайна. Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Творческие искания модерна в сфере формообразующих принципов. Творчество П. Беренса. Создание и практика Веркбунда. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 4 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, разработки принципов промышленного искусства Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 4 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Теоретические концепции советского дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Дизайн Скандинавских стран Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Дизайн США во второй половине ХХ века Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Феномен японского дизайна Практические 4 1 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Течения и направления в дизайне второй половины XX века, их взаимосвязь с социально-культурными явлениями в обществе Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Лекции 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический, цифровой дизайн Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 4 4 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности Сам. работа 4 5 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Практические 4 2 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Смирнова, Л.Э. История и теория дизайна: учебное пособие СФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузвесова, Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко: учеб. пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э2 Behance :: Best of Behance www.behance.net
Э3 Dribbble - Discover the World's Top Designers & Creative Professionals dribbble.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическую работу с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- знакомство с крупными информационными онлайн-ресурсами по истории и теории дизайна, а также онлайн-платформами для публикации дизайн-проектов;
- выполнение самостоятельных работ.
Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы. Изучение должно быть систематическим; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.