МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения игре на инструменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 81 81 81 81 162 162
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения игре на инструменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности
освоение теории игры на инструменте
овладение методикой формирования основных исполнительских навыков
изучение педагогических принципов различных школ обучения в историческом аспекте
исследование процесса становления музыканта-исполнителя
приобретение навыков организации и планирования учебного процесса
повышение интереса к педагогической деятельности и научно-методической работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной педагогический репертуар для своего инструмента
наиболее эффективные методики достижения результатов
основы теории воспитания и образования
системно-деятельностный подход к обучению
профессиональную терминологию
основные положения музыкальной педагогики
современные эффективные подходы к обучению формы использования своего исполнительского опыта на уроках
основы планирования образовательного процесса последовательность в подборе репертуара
3.2.Уметь:
3.2.1.освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями
активно пользоваться методической литературой
понимать специфику образовательного учреждения и задачи, которые оно призвано решать
делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе в т.ч.с использования метода создания и анализа возникающих проблемных ситуаций
пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной педагогики в педагогической практике
вести методическую работу, привлекая литературу широкой направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации
организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики педагогики и психологии
основными приемами педагогического воздействия
необходимыми навыками организаторской деятельности как при проведении работы в классе, так и во внеучебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Методика как предмет; единство методики, педагогики и психологии. Лекции 3 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. О методе работы с учениками. Роль индивидуального подхода.Особенности системы музыкального образования. Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Единство методики, педагогики и психологии. Практические 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Музыкальные способности и их роль в процессе обучения.
2.1. Природные данные.Музыкальный слух.Музыкальный ритм.Музыкальная память Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Организация процесса обучения с учётом природных музыкальных данных. Практические 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Общие принципы постановки
3.1. Проблемы общей постановки.Постановка дыхания и исполнительского аппарата. Постановка рук. Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Работа над первоначальной постановкой учащегося. Практические 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Постановка дыхания и исполнительского аппарата.
4.1. Звукоизвлечение.Штрихи.Динамика.Фразировка. Лекции 3 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Звукоизвлечение. Штрихи. Динамика. Фразировка. Практические 3 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 21 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Постановка рук. Работа над техникой
5.1. Постановка рук. Аппликатура. Лекции 4 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Работа над техникой рук. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Роль ритмической организации при работе над техникой. Лекции 4 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Изучение инструктивного материала. Лекции 4 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Подбор инструктивного материала для отработки различных техник исполнения на духовых инструментах. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Подготовка доклада по темам, предложенным преподавателем дисциплины, в рамках изученного материала. Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Работа с детским коллективом.
6.1. Система педагогических занятий с учащимися. Работа с детским коллективом. Лекции 4 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Система педагогических и самостоятельных занятий на начальном этапе обучения. Особенности коллективного обучения. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Вопросы музыкального исполнительства.
7.1. Принципы изучения музыкального произведения.О субъективном и объективном в исполнительском искусстве. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Вопросы музыкального исполнительства. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Камерный ансамбль.Оркестровое исполнительство. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Особенности ансамблевого и оркестрового исполнительства. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Эстрадное волнение. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.6. Психологическая подготовка к выступлению. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.7. Чтение с листа. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.8. Чтение с листа как специфический навык исполнительства. Практические 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.9. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 20 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Анализ методической литературы.
8.1. Исторические этапы развития методики. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Отечественная литература по методике. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по методике. Практические 4 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Обзор зарубежной литературы по методике. Лекции 4 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 21 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончарук А. Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Торопова А.В. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Дисциплина "Методика обучения игре на инструменте" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.